Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Арминиане

или ремонстранты. - Так называется по имени основателя ее, Якова Арминия, секта, отпавшая от реформатской церкви в Нидерландах. Главною причиною отпадения было разногласие в учении о божественном предопределении. Реформатская церковь придерживается первоначально принятого всеми немецкими реформатами воззрения, что Бог предназначает по своему усмотрению одних к блаженству, а других к погибели, без отношения к поступкам людей. Напротив, А., по мнению Эразма, Корнгерта и Арминия, ставят предопределение в зависимость от веры человека, которая предусмотрена Богом. Кроме того, А. решительно признают лишь второстепенное значение символических книг. Противники же А. ставят эти книги наравне или даже выше Св. Писания. Наконец, А. допускают некоторое вмешательство светской власти в церковные дела, противники же их отвергают его. Это последнее разногласие привело к пагубному для А. усложнению религиозного вопроса политическим, так как вожди республиканцев - Ольдебарневельт и Гуго Гроций - стали на сторону арминиан, а претендент Мориц Оранский - на сторону их противников. Вследствие такого обстоятельства, смотря по политическим комбинациям, то та, то другая партия выдвигала спорный церковный вопрос, предлагая то одно, то другое его решение, и фактически закончился он только с падением республики.

По смерти Арминия во главе партии стал Иоганн Уйтенбохарт, бывший с 1588 пастором в Гаге. Им составлена т. н. Remonstrantia (14 янв. 1610), подписанная 46 духовными лицами и представленная Генеральным штатам Голландии и Западной Фрисландии. По имени изложения этого вероучения А. получили название ремонстрантов. Оно заключается в следующих пяти статьях: 1) Бог от века предопределил всех верующих к блаженству и всех неверующих к погибели; 2) Христос умер крестною смертью в искупление всех людей, но действительно искуплены будут лишь верующие. 3) Веру, дарующую блаженство, человек не может получить собственною силою, но получает ее лишь в том случае, когда Бог в лице Христа действует на него Духом Святым; 4) Без Божьей власти человек не может желать добра или творить добро; противиться же благодати во власти человека. 5) Верующие при помощи Святого Духа могут побороть зло, но теряют ли они божественную благодать собственным небрежением, это еще требует ближайшего исследования на основании Священного Писания.

11 мар. 1611 г. противники, с своей стороны, представили опровержение (Contraremonstrantia, отсюда контрремонстранты), в котором самым безусловным образом высказались за предопределение к блаженству или погибели. Штаты приказали обеим партиям жить в мире, а вследствие неоднократных последовавших за тем споров и столкновений обнародовали в янв. 1614 г. следующий эдикт: "Надлежит терпеть всякого, исповедающего, что спасение наше исходит лишь от Бога". Контрремонстранты же объявили, что терпимость по отношению к их противникам есть отпадение от Реформации, и повсюду возбуждали волнения. Когда они оказывались в большинстве, то силою изгоняли ремонстрантов из церкви; когда же были в меньшинстве, то сами удалялись. Так шли дела среди различных волнений, пока не были заключены в тюрьму Ольденбарневельт и Гуго Гроций, а вместе с тем и пала республика 20 авг. 1618 г. Оставалось найти подходящую форму для решения церковного разногласия. Она была найдена на Дортрехтском соборе, происходившем с 13 ноября 1618 г. до 9 мая 1619 г., состоявшем из светских и духовных представителей. Кроме нидерландцев (18 делегатов от Генеральных штатов и 56 от церкви), все иностранные реформатские церкви, за исключением Франции, Ангальта и Бранденбурга, были представлены в лице 28 делегатов. Под председательством запальчивого лейварденского пастора Иоанна Бохермана собор вовсе не имел в виду соглашения различных воззрений. Единственною задачею его было осуждение арминиан. Уже с самого начала исключено было трое ремонстрантских делегатов, избранных громадным большинством на провинциальном соборе в Утрехте. Вместо них приглашено было 13 ремонстрантских проповедников для того, чтобы они высказались по поводу пяти пунктов; однако им было дозволено лишь отвечать на поставленные им вопросы, а не выражать свое мнение в свободных речах. После неоднократно заявленных ими протестов против такого подчиненного положения их, как слишком беспокойных, исключили из Собора 14 янв. 1619 г. Собор затем уже сам формулировал отвергаемое им лжеучение и противопоставил ему в строгой форме выраженное учение ортодоксальной церкви. Это и составляет содержание т. н. "Canones et decreta Synodi Dortraceaae". Ремонстрантам запрещено было богослужение даже в частных домах и на общественных собраниях. Около 200 духовных лиц их отставлено было от должности. Многие ремонстранты покинули родину и переселились частью во Францию, частью в Шлезвиг-Гольштейн, где основались в новом городе Фридрихштадте, частью в Англию. Другие остались на родине, втайне продолжая придерживаться своего вероучения, и в 1630 г. получили большую свободу. Им разрешено было проживать во всех городах и местностях Голландии, строить церкви и держать духовные семинарии. В 1634 г. Эписконий открыл свою коллегию в Амстердаме, переведенную в 1873 г. в Лейден.

Дальнейшее развитие арминианства имеет значение не столько для общей истории церкви, сколько для истории богословских знаний. Как церковная партия, А. со времени установления веротерпимости все более теряют свое значение, но богословская школа их в Амстердаме, а также целый ряд ученых и практических деятелей оказали весьма серьезное влияние на остальные протестантские церкви. Рядом с Гуго Гроцием и Симоном Эпископием можно поставить таких людей, как Филипп фон-Лимборх (+ 1714), важнейший ремонстрантский догматик, знаменитый полигистор Иоанн Клерикус (+ 1736) и прославившийся своими исследованиями Священного Писания Яков Ветштейн (+ 1745). По основному направлению своему А. в среде протестантской церкви явились представителями свободомыслящей, не связанной никаким церковным авторитетом науки. Положение их, что для спасения требуется лишь весьма ограниченное количество догматов, нашло свое практическое применение в том, что они допустили в церковную общину отвергаемых всеми остальными протестантскими церквами антитринитариев (см. это сл.). Все прочие уклонения А. от ортодоксального протестантства теснейшим образом связаны с основным направлением арминианского богословия, стремившегося к поднятию нравственного элемента христианства и выразившегося первоначально в отрицании безусловного Божьего предопределения и признании свободы человека воспринимать или не воспринимать предлагаемую благодать. К этим уклонениям принадлежат: подчинение Сына Божия Богу Отцу в Св. Троице; воззрение на первородный грех скорее как на физическое, чем как на нравственное грехопадение; на недостаточность для спасения души крестной смерти Христа и на необходимости сверх того и благодати (acceptilatio); воззрение на искупление как на дело самого Бога, посредством которого Он отпускает верующим грех (actus deiforensis), под условием, однако же, деятельной веры; воззрение на таинство скорее как на видимый знак и символ христианской веры и благодати, чем как на собственно средство получить отпущение. Наконец, свобода, предоставляемая каждому верующему совершать обряд крещения на младенцах или же на взрослых.

Церковное устройство А. представляет мало особенностей, за исключением того, что мирянам предоставляется более самостоятельности по отношению к лицам духовного звания, чем в реформатской церкви. Ежегодно в начале июня происходит в Амстердаме общее собрание, на котором пасторы и депутаты от общин обсуждают церковные дела. А. насчитывали в 1870 г. в Голландии 22 общины с 24 священнослужителями, между тем как с 1809 г. у них было 34 общины и 40 священнослужителей. Более многочисленная община находится в Роттердаме и имеет до 400 членов. Общее число голландских А. доходит до 5000 человек, но они находятся и в Англии. Большинство же их встречается в Соединенных Штатах, где они подразделяются на арминиан-универсалистов, арминиан-баптистов и немецко-арминиано-баптистов. Ср. Рехебох, "Geschichte der Remonstranten" (с голланд., 2 т., Лемго, 1781- 84); Швейцер, "Die protest Centraldogmen" (I т., Цюрих, 1854); Шнекенбергер, "Vorlesungen ü ber die Lehrbegriffe der kleinem prot. Kirchenparteien" (изд. Гундесгагена, Франкфурт-на-Майне, 1863).








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна