Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Штур (Štúr) Людовит (29.10.1815, Угровец, Средняя Словакия, — 12.1.1856, Модра, близ Братиславы), словацкий поэт, филолог, общественный деятель. Идеолог национально-освободительного движения 40-х гг. 19 в. Получил философско-филологическое образование в Братиславском лицее (1829—33) и в университете в Галле (1838—40). В 1844 осуществил (вместе с Й. Гурбаном и М. М. Годжей) реформу литературного языка на основе среднесловацкого наречия; организовал культурно-просветительское общество «Татрин» («Tatrin»). В 1845—48 издавал 1-ю словацкую политическую газ. «Словенске народне новини» («Slovenskje narodňje novini») с литературным приложением «Орол Татранский» («Orol Tatrańnski»). В 1847—48 депутат венгерского сейма. На Славянском съезде в Праг е (1848) выступал с требованием равных прав славянских народов на свободное национальное и культурное развитие. Участвовал в Пражском восстании 1848; в Революции 1848—49 возглавил борьбу словаков за национальное освобождение. Отказ венгерского буржуазного революционного правительства удовлетворить национальные требования угнетённых народов обусловил переход Ш. на позиции австрославизма, в лагерь контрреволюции. После 1848 жил в Модре под полицейским надзором, занимался научно-публицистической и литературной деятельностью.

  Социально-экономическая, политическая и культурная программа Ш., носившая объективно буржуазно-демократический характер, стала основой национальной идеологии и романтизма в литературе. Её основные положения: ликвидация феодализма, введение демократических свобод, создание условий для социально-экономического прогресса и развития национальной культуры в рамках многонационального Венгерского королевства. Ш. считал возможным внекапиталистический путь развития словацкого народа в формах крестьянской общины (политический трактат «Славянство и мир будущего», опубл. 1867, на рус. яз.). При рассмотрении процесса и перспектив исторического развития славянских народов стремился применить метод философии Г. Гегеля (лекции и статьи по всеобщей славянской истории, эстетике и философии). В литературно-эстетических воззрениях абсолютизировал фольклор как выражение национального духа и национальной культурной традиции («О народных песнях и повестях племён славянских», 1853). В поэзии разрабатывал жанры патриотической лирики и эпики (сб. «Лирика и песни», 1853, поэмы «Святобой», «Матуш из Тренчина», обе —1853).

 

  Соч.: Dielo, zv. 1—6, Brat., 1954—59; Listy, zv. 1—3, Brat., 1954—60; в рус. пер.— Путешествие в Лужицы весной 1839, «Денница», Варшава, 1842, ч. 1, № 1—2; Славянство и мир будущего..., 2 изд., СПБ, 1909 (Биографич. очерк); [Стихи], в кн.: Поэз ия западных и южных славян, Л., 1955.

 

  Лит.: Францев В., Чешско-словенский раскол и его отголоски в литературе 40-х гг. Памяти Л. Штура, Варшава, 1915; Матула В., Л. Штур, Братислава, 1956; История словацкой литературы, М., 1970, с. 79—86; Sučasníci о L'udovitovi Šturovi, Brat., 1955; L'udovit Štúr. Zivot a dielo. Sborni'k, Brat., 1956; Juricek J., L'udovit Št Štúr, Brat., 1971.

  И. А. Богданова.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна