Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Богуславский (Bogusławski) Войцех (9.4.1757, Глинно, близ Познани, — 23.7.1829, Варшава), польский актёр и оперный певец (бас), режиссёр, драматург, театральный деятель. Один из создателей польского профессионального драматического и музыкального театров. В 1762—70 учился в Варшаве; в 1778 стал актёром драматической труппы. Одновременно участвовал в первых опытах по созданию национальной оперы (написал либретто оперы «Осчастливленная нищета» М. Каменьского, поставленной в 1778 драматической труппой с участием Б.). В 1783—84 директор труппы «Национальные актёры» (впоследствии — «Театр Народовы») в Варшаве. В 1785 организовал театр в Вильне и гастролировал с ним по городам Польши, Галиции, западным губерниям России. Эти поездки имели большое значение для становления польского национального театра. С 1789 вновь в Варшаве руководил труппой «Национальные актёры», где ставил произведения зарубежных драматургов ( У. Шекспир, Мольер, П. Бомарше, Г. Э. Лессинг) и польских авторов («Возвращение депутата» Ю. Немцевича, 1791), а также пьесы собственного сочинения («Генрих VI на охоте», 1792). Деятельность Б. была значительной для развития польского оперного театра (перевёл либретто и поставил оперы западноевропейских композиторов). В 1794 сочинил либретто и поставил комическую оперу «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы» Я. Стефани, имевшую в условиях национально-освободительного движения 1794 большой политический резонанс (сохраняется в репертуаре современных польских театров). В 1799—1814 вновь возглавлял «Театр Народовы».

  Б. выступал с равным успехом как в оперных, так и в драматических спектаклях: роли — Король Лир, Гамлет в одноименных пьесах Шекспира и др.; оперные партии — Аксур в одноименной опере А. Сальери; Бардос — «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы». Основываясь на эстетических нормах классицизма, Б. в своём, искусстве был близок принципам сценического реализма. С 1811 вёл педагогическую работу в организо ванной по его проекту «Драматической школе» (Варшава).

 

  Соч.: Dzieła dramatyczne, t. 1—12, Warsz., 1820—23.

 

  Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957; Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1, М.— Л., 1954; GaIIe L., Wojciech Bogusławski... jego działainośći, Warsz., 1925; Šwiereźewski E., Wojciech Bogusławski i jego scena, Warsz., 1929; «Pamiętnik teatralny», 1954, № 3—4; H< span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>übner Z., Bogusławski — człowiek teatru, Warsz,, 1958.

  Б. И. Ростоцкий.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна