Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





«Шахнаме» («Книга о царях»), название прозаических и стихотворных сводов, в которых были собраны мифы, эпические сказания и исторические хроники иранских народов. Самым значительным из них является эпопея Фирдоуси. От остальных сводов сохранились лишь фрагменты в пересказе различных авторов. Первоначально своды назывались «Худай-наме», впоследствии появилось название «Ш.». Своды начали составлять во времена Сасанидов (3—6 вв.) на среднеперсидском языке, а в 8—9 вв. их стали переводить на арабский. Ни один из этих сводов в оригинале или в арабском переводе до настоящего времени не дошёл. В 10 в. на основе «Худай-наме» и др. среднеперсидских сочинений, а также их арабских переводов были составлены «Ш.» на языке фарси (дари). Поэт Масуди Марвази написал стихотворное «Ш.», по-видимому, включавшее мифологию, эпос и придворную хронику Сасанидов. Поэт Абу-ль-Муаййад Балхи создал прозаическое «Ш.», которое включало дастаны и эпизоды, отсутствующие в «Ш.» Фирдоуси. В 957 был закончен т. н. Абу-Мансуров прозаический свод (по имени саманидского военачальника, на средства которого составили книгу). «Ш.» Фирдоуси было начато поэтом Дакики, но он успел написать не более одной тысячи бейтов. Первая редакция была завершена в 994, но это была не полная версия поэмы. Основная её редакция была создана в 1010—11.

 

  Лит.: Бартольд В. В., К истории персидского эпоса, Соч., т. 7, М., 1971; Османов М.-Н., Своды иранского героического эпоса («Худай-Наме» и «Шахнаме») как источники «Шахнаме» Фирдоуси, «Уч. зап. института востоковедения», 1958, т. 19; Сафа З., Хамасесараи дар Иран, Тегеран, 1946.

  М.-Н. Османов.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна