Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Южаков

(Сергей Николаевич) - выдающийся современный публицист; род. в 1849 г. в семье генерала от кавалерии, учился на историко-филологическом факультете новороссийского университета, который по болезни оставил до окончания курса; на литературное поприще выступил в 1868 г. в "Одесском Вестнике"; с 1872 г. сотрудничал в "Знании", в 1876-1879 гг. был товарищем редактора "Одесского Вестника"; с 1879 до 1882 г. находился в ссылке в Сибири, откуда посылал статьи в "Русские Ведомости" и "Отечественные Записки"; в 1882-1884 гг. постоянный сотрудник "Отечественных Записок"; тогда же помещал статьи в "Деле", "Вестнике Европы" и "Одесском Листке"; в 1884-85 гг. сотрудничал в "Русской Мысли"; в 1885-89 гг. был членом редакции "Северного Вестника", в 1893-98 гг. членом редакции "Русского Богатства", в котором поныне ведет отдел иностранной политики. С 1898 г. Ю. состоит главным редактором "Большой Энциклопедии". Отдельно изданы следующие сочинения Ю.: "Социологические этюды" (т. I, 1891; т. II, 1896); "Доброволец Петербург" (1894); "Англо-русская распря" (1885); "Афганистан" (1885); "М. М. Сперанский" (1891); "Ж.-Ж. Руссо" (1893); "Любовь и счастье в произведениях Пушкина" (Одесса, 1895); "Статистическое описание крестьянского хозяйства Ямбургского уезда" (1886). Основы своего широко-гуманного миросозерцания Ю. изложил в "Социологических этюдах". Примыкал к субъективной школе социологии, которую он считает специфически "русской социологической школой". Ю. указывает, что в социальном процессе, наряду с биологическими факторами, действуют и факторы этические, которые, с успехом цивилизации, берут перевес над первыми и подчиняют их себе. "Социальный прогресс, - говорит Ю., - представляется процессом уравновешения внутренних и внешних отношений жизни и среды": в этом прогрессе жизнь, приспособляясь к среде, в свою очередь приспособляет среду к своим потребностям, создавая особую среду - "социальную культуру". Благодаря этому новому фактору борьба за существование перестает быть всерешающим фактором и проявляется тенденция к совершенному искоренению этой борьбы, которая человеком, сколько-нибудь развитым, признается явлением безнравственным. Борьба между людьми сменяется борьбой людей, объединенных солидарностью, с природой, что ведет к тенденции "уравновесить размножение населения умножением средств".








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна