Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Хоркхаймер (Horkheimer) Макс (14.2.1895, Штутгарт, — 7.7.1973, Нюрнберг), немецкий философ и социолог. (ФРГ), один из основателей Франкфуртской школы. Профессор (1930—33 и 1949—63) и ректор (1951—53) университета во Франкфурте-на-Майне, директор института социальных исследований (1931—65), в 1934—49 в эмиграции в США, профессор Колумбийского университета. Издатель журнала «Zeitschrift fur Sozialforschung» (1932—41) и серии публикаций по исследованию национальных и расовых предрассудков («Studies in prejudice», v. 1—5, 1949—50). Написанная Х. совместно с Т. Адорно «Диалектика просвещения» (1948) явилась программным выражением философско-социологических идей Франкфуртской школы. В развитой им т. н. критической теории общества Х. пытался соединить почерпнутые у К. Маркса мотивы критики буржуазного общества с идеями гегелевской диалектики и психоанализа З. Фрейда, а также этики А. Шопенгауэра. В центре внимания Х. — проблемы исторической антропологии, прежде всего исследование характера как сложившейся системы реакций, играющей, по Х., решающую роль в поддержании изживших себя общественных систем («Studien uber Autoritat und Familie», P., 1936, S. 3—77), анализ семьи как первичного проводника общественного авторитета и одновременно источника возможной оппозиции ему и т. п. Выступал с критикой «массовой культуры». Отмечая многочисленные черты стагнации и регресса современного «индустриального общества», связывал их с тенденцией к тотальному управлению и исчезновению свободной инициативы. Сознание неизбежности этой тенденции приводило Х. к пессимистическим выводам: задачу социальной теории и практики он видел лишь в том, чтобы избежать тоталитаризма и содействовать сохранению определённых культурных моментов, созданных либеральн о-буржуазной эпохой. Считая движущим импульсом критической социологии восходящую к теологическим истокам внутреннюю «устремлённость к иному», исходил из принципиальной невозможности какого-либо позитивного изображения идеала. Оказал сильное влияние на идеологию леворадикального студенческого движения в ФРГ, от которого, однако, сам Х. отмежевался.

 

  Соч.: The eclipse of reason, N. Y., 1947; Sociologica, Bd 2, Fr./M., 1962 (совместно с Th. Adorno); Kritische Theorie, Bd 1—2, Fr./M., 1968.

 

  Лит. см. при ст. Франкфуртская школа.

  Ю. Н. Попов.

 








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна