Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Хомяков Алексей Степанович [1(13).5.1804, Москва, — 23.9(5.10).1860, с. Ивановское, ныне Данковского района Липецкой области], русский религиозный философ, поэт, публицист; основатель славянофильства (см. Славянофилы). Из старинного дворянского рода. Получил домашнее образование, сдал экзамен в Московском университете на степень кандидата математических наук. Был близок московскому кружку «любомудров». Сотрудничал в журнале «Европеец», «Москвитянин», «Русская беседа», был председателем общества любителей русской словесности при Московском университете (1858—60). Сторонник отмены крепостного права путём реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России поли тическую власть, но предлагал созыв Земского собора и ряд др. либеральных реформ (свободное выражение общественного мнения, отмена смертной казни и т.п.). Статьей Х. «О старом и новом» (1839), распространявшейся в списках, датируется возникновение славянофильства.

  Творчеству Х. свойственна полемическая направленность (критика католицизма, протестантизма, западников, немецкого классического идеализма и др.). В центре его воззрений — учение о «соборности» («кафоличности», цельности, внутренней полноте), характеризующей природу не только христианской церкви, но также человека, общества, процессов познания и творчества. Тем самым «соборность» трактуется Х. как общий метафизический принцип устроения бытия — множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство» (противоположный тип — «ассоциация», формальное, внешнее соединение множества элементов). В дальнейшем это учение Х. стало одной из основ концепций всеединства и ли чности в русской религиозной философии (Вл. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк). Существование человека, по Х., динамично: он наделён способностью устремляться к бытию, Богу, но для сохранения этой устремлённости необходимо особое состояние, «истинная вера», когда всё многообразие духовных и душевных сил человека собрано в живую и стройную цельность (важную роль в этом Х. отводил воле). Вера — это одновременно «познание и жизнь», «живознание».

  В социальной философии противопоставление «соборности» и «ассоциативности» выступает у Х. в виде антитезы общины и «дружины» (или «коммуны»), «истинного братства» и «условного договора» и т.д.; идеал изируя русскую крестьянскую общину, он усматривает в ней наибольшее приближение к общественному идеалу. Мировая история, по Х., это история народов, каждый из которых мыслится в духе романтизма как коллективная личность, «живое лицо», наделённое неповторимым обликом, характером и историческим призванием. Ход национальной истории определяется у Х. соотношением начал «ассоциативности» и «соборности» в духовных истоках нации; с этой же антитезой связано и возведение в «Записках о всемирной истории» всех мировых религий и культур к двум началам — «кушитскому» (покорность необходимости — вещественный или логический, религиозный магизм и т.п.) и «иранскому» (свободная стихия духа, личности, устремлённость к творчеству, нравственное самосознание и т.д.). Специфический характер русской истории Х., как и др. славянофилы, усматривал в православии как единственном источнике просвещения на Руси, в «мирном» процессе образования русской нации, в общин ном начале как основе общественного устройства. Усвоение высшим сословием «чужеродных» начал западной цивилизации привело, по Х., к разрыву между «просвещённым обществом» и народом, достигшему апогея в послепетровскую эпоху; возвращение к исконным началам — единственный путь к созданию самобытной национальной культуры. В рамках этой культурно-исторической и социальной утопии славянофилов Х., в отличие от И. В. Киреевского и К. С. Аксакова, более критически относился к ранним этапам русской истории.

  Поэтические произведения Х. — стихотворные трагедии «Ермак» и «Дмитрий Самозванец», лирические стихотворения — тесно связаны с его философскими и историческими воззрениями, проникнуты гражданским пафосом («России» и др.).

 

  Соч.: Полное собрание соч., т. 1—8, М., 1886—1906; Соч., кн. 1—6, П., 1915; Стихотворения и драмы, вступ. ст. Б. Ф. Егорова, Л., 1969.

< p> 

  Лит.: Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, М., 1956, с. 157: Лясковский В. Н., А. С. Хомяков. Его жизнь и сочинения, М., 1897; Завитневич В. З., А. С. Хомяков, т. 1 (кн. 1—2) — 2, К., 1902—13 (лит.); Бердяев Н. А., А. С. Хомяков, М., 1912; История философии в СССР, т. 2, М., 1968; Gratieux A., A. S. Khomiakov et le mouvernent slavophile, t. 1—2, P., 1939; Christoff P. K., An introduction to nineteenth-century Russian slavophilism, v. 1 — A. S. Xomjakov, 's-Gravenhage, 1961.

  С. С. Хоружий.

 








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна