Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Хольбейн, Гольбейн (Holbein), семья немецких живописцев и графиков 15—16 вв.

  Ханс Х. Старший (около 1465, Аугсбург, — 1524, Изенхейм, ныне предместье Гебвиллера, Эльзас, Франция) работал в Аугсбурге, Ульме (1494), Франкфурте-на-Майне (1501) и в Изен-хеймс. В ранних и зрелых произведениях мастера (алтари: девы Марии, 1493, собор в Аугсбурге; св. Екатерины, 1512, Городская галерея, Аугсбург) преобладает стилистика позднеготической живописи; им свойственны экспрессивные динамичные композиционные построения, чаще всего — резкие цветовые соотношения. С конца 1500-х гг. в его произведениях (алтарь св. Себастьяна, 1515—16, Старая пинакотека, Мюнхен) появляются отдельные заимствования из современного ему итальянского искусства (преимущественно архитектурно-декоративные мотивы), нередко сочетающиеся с попытками освоить его формально-художественные средства. Интерес мастера к человеческой индивидуальности особенно ярко отразился в портретных зарисовках (серебряный каранда ш, перо).

  Ханс Х. Младший (около 1497—1498, Аугсбург, — между 7.10 и 29.11.1543, Лондон), сын Ханса Х. Старшего. Учился у отца. В 1515—26 работал в Базеле, создавая религиозные композиции (отмеченная строгой объективностью подхода в трактовке религиозной темы картина «Мёртвый Христос», 1521, Публичное художественное собрание, Базель; классически уравновешенный образ «Мадонна бургомистра Мейера», 1525—26, Дворцовый музей, Дармштадт), портреты, подчёркивающие в образах бюргеров черты внутреннего достоинства и энергии, а в образах гуманистов — черты сдержанной духовной силы («Эразм Роттердамский», 1523, Лувр, Париж, и др.), живописно-декоративные произведения (фрески «Дома танца» в Базеле, не сохранились), графические работы (портретные рисунки, книжная графика, в том числе Иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского, рисунки пером, 1515, Публичное художественное собрание, Базель). В 1524—26 исполнил серию рисунков «Образы смерти» (известна под название «Пляска смерти», изданы в 1538 в гравюр ах на дереве Х. Лютцельбургера), представляющих аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. В 1526 уехал в Англию с рекомендательным письмом Эразма к английским гуманистам. В исполненных здесь портретах («Астроном Николас Кратцер» и др.) Ханс Х. Младший достиг необычайной меткости социальных и психологических характеристик, особенно в портретном рисунке («Т. Мор», серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский замок и др.). В 1528—32 — снова в Базеле, где создал рисунки к Библии (изданы в 1538 в гравюрах на дереве Х. Лютцельбургера, см. илл.). В 1532 возвратился в Англию (с 1536 придворный художник короля Генриха VIII), где написал ряд выдающихся живописных портретов: немецкого купца Г. Гисце (1532, Картинная галерея, Берлин- Даллем), французского посла Ш. Моретта (около 1534—35, Дрезденская картинная галерея), английской королевы Джейн Сеймур (1536, Художественно-исторический музей, Вена) и др.; выполнил несколько живописно-декоративных работ (росписи «Стального двора» в Лондоне, 1541—43, не сохранились, и др.). В историю искусства Ханс Х. Младший вошёл главным образом как автор портретов, знаменующих одну из вершин художественной культуры Возрождения.

 

  Лит.: [Немилов А.], Г. Гольбейн Младший. [Альбом], М. — Л.. 1962; Либман М. Я., Дюрер и его эпоха, М., 1972, с. 173—87; Schmid H. A., Hans Holbein der Jüngere..., Bd 1—3, Basel, 1945—48; Pinder W., Vom Wesen und Werden deutschen Formen, Bd 4 — Holbein der Jüngere und das Ende der altdeutschen Kunst, Köln, [1951]; Lieb N., Stange A., Hans Holbein der Altere, [B.], 1960.


Хольбейн. «Мертвый Христос». 1521. Публичное художествен ное собрание. Базель. Фрагмент.


Хольбейн. «Г. Паркер». Рисунки черным и цветными мелками, Королевская библиотека, Виндзор.


Хольбейн. «Землепашец». Из серии рисунков «Пляски смерти», 1524—26; изданы как гравюры на дереве в 1538.


Х. Хольбейн Младший. Портрет Джейн Сеймур. 1536. Художественно-исторический музей. Вена.


Хольбейн. «Уорем, архиепископ Кентерберийский». 1527. Рисунки черным и цветными мелками, Королевская библиотека , Виндзор.


Хольбейн. «Французские послы Ж. Де Динтевиль и Ж. Де Сельв». 1533. Национальная галерея. Лондон.


Хольбейн. «Фитцуильям, граф Саутхемптонский» Ок. 1542. Рисунки черным и цветными мелками, Королевская библиотека, Виндзор.


Хольбейн. «Анна Клеве». 1539. Лувр. Париж.


Титульный лист к «Библии». Ксилография Х. Лютцельбургера по рис. Х. Хольбейна Младшего. 1528—32.


Хольбейн. «Епископ». Из серии рисунков «Пляски смерти», 1524—26; изданы как гравюры на дереве в 1538.


Хольбейн. «Мадонна бургомистра Мейера». 1525—26. Дворцовый музей. Дармштадт.


Хольбейн. «Старик». Из серии рисунков «Пляски смерти», 1524—26; изданы как гравюры на дереве в 1538.


Х. Хольбейн Младший. Автопортрет. Рисунок (серебряный карандаш, уголь, сангина). 1543. Галерея Уффици. Флоренция.


Хольбейн. «Жена и дети художника». Темпера. 1528—29. Публичное художественное собрание. Базель.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна