Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Хельсинки (Helsinki), шведский Гельсингфорс (Helsingfors), столица Финляндии, её главный экономический и культурный центр. Административный центр ляни (губернии) Усима. Расположен на Ю. страны, на берегу Финского залива Балтийского моря. Занимает небольшой гранитный полуостров Эстнес, мелкие островки и шхеры, отделяющие бухты от открытого моря. Высота над уровнем моря до 75 м. Климат умеренный, переходный от морского к континентальному; средняя температура января —9,7°С, июля 16,8°C, в среднем в год выпадает около 700 мм осадков. Лето относительно тёплое, зима холодная, однако бухта замерзает ненадолго. В пределах административных границ площадь столицы 181,2 км­2 (учитывая воды — 448 км2); Х. и отнесённая к нему территория, включающая города-спутники (коммуны) — Эспо (около 120 тыс. жителей), Ванта (около 120 тыс. жителей), Кауниайнен (около 7 тыс. жителей), образуют столичную область (площадью 2623 км 2). Сравнительно быстрый рост собственно Х. в середине 1970-х гг. стал приостанавливаться, причём численность населения пошла даже на убыль. Рост населения продолжался в окрестностях, особенно наиболее отдалённых (Керава, Ярвепня, Тусула, Нурмиярви, Вихти и др.). Х. — самый крупный по числу жителей город Финляндии, в городских границах проживает 495 тыс. чел. (1976). На столичную область приходится 16% всего населения страны и свыше 30% её горожан. Динамика населения собственно Х.: 4,0 тыс. чел. в 1812, 20 тыс. в 1850, 79 тыс. в 1900, 205,8 тыс. в 1930, 368,5 тыс. в 1950, 448,3 тыс. в 1960, 523,7 тыс. в 1970.

  В составе экономически активного населения столичной области Х. (свыше 400 тыс. чел., 1970): 63% занято в сфере обслуживания, 25,4% в промышленности (около 12% в собственно Х. и 20% в столичной области от всех занятых в промышленном производстве Финляндии) и 8% в строительстве.

  Городское управление. Х. является городской коммунальной общиной. Население избирает на 4 год а орган местного самоуправления Х. — Совет уполномоченных. Совет избирает городское управление в составе обербургомистра Х., его заместителей (директоров Х.) и членов. Совет уполномоченных учреждает специальные комиссии и правления по отдельным отраслям городского управления: по социальному обеспечению, здравоохранению, народному образованию, строительству, налоговым вопросам и т.п.

  Историческая справка. Основан в 1550 по указу шведского короля Густава Вазы. В 1641 перенесён на 5 км южнее, к оконечности полуострова Эстнес. Во 2-й половине 18 в. город расширился благодаря возведённой шведами крепости Свеаборг. После присоединения Финляндии к Российской империи (1809) и создания Великого княжества Финляндского царские власти в 1812 перенесли столицу Финляндии из Турку в Х. В 1862 город был связан железной дорогой с внутренней частью страны, в 1870 — с Петербургом. К концу 19 в. стал важным торгово-промышленным и культурны м центром. В ноябре 1905, январе (феврале), марте — апреле 1906, ноябре и декабре 1907 в Х. жил В. И. Ленин. В 1917 здесь находился Центробалт. Х. — крупный центр рабочего и демократического движения страны: рабочие города активно участвовали в революционных выступлениях 1905—07 (в частности, в поддержку Свеаборгского восстания 1906), 1917, в Финляндской революции 1918. После провозглашения независимости Финляндии (декабрь 1917) Х. — столица Финляндской республики. Место пребывания секретариата Всемирного Совета Мира. В Х. состоялись 15-е Олимпийские игры (1952), многие международные форумы: Всемирная ассамблея мира (1955), Всемирный конгресс за мир, национальную независимость и всеобщее разоружение (1965), 1-й (июль 1973) и 3-й (июль — август 1975) этапы Совеща ния по безопасности и сотрудничеству в Европе, Всемирная конференция за прекращение гонки вооружений, за разоружение и разрядку (1976) и др.

  Экономика. Х. — основной торгово-финансовый и промышленный центр Финляндии. Здесь размещены крупные банки — Государственный банк Финляндии, Национальный банк, Объединённый банк Финляндии и другие; страховые компании; конторы, склады многих торговых фирм.

  Валовая стоимость промышленного производства столицы составляет около 12% промышленного производства страны; в Х. сосредоточено свыше 1/7 всех промышленных предприятий страны. Промышленность весьма многообразна. Валовая стоимость промышленного производства непрерывно возрастает, хотя число предприятий несколько сокращается (в 1960 в столице было 1129 промышленных предприятий, использующих наёмную силу, 1037 в 1970). Некоторое перемещение промышленности из Х. началось с 1960-х гг. Ведущая отрасль — машиностроение, особенно электротехническая и электронная промышленность, судо строение, приборостроение. Развиты химическая, текстильная, швейная, трикотажная, кожевенно-обувная, мебельная, бумажная, полиграфическая, пищевкусовая промышленность. В числе крупнейших предприятий — судостроительные верфи концерна «Вяртсиля», заводы подъёмно-кранового оборудования и государственного концерна «Валмет» (производство бумагоделательных машин и др.), электроламповый и кабельный заводы, фарфорово-фаянсовая фабрика «Арабиа» и др. Близ Х. строится (1977) АЭС. В экономике видное место занимает портовое хозяйство и судоходство. Х. — главный порт страны, через него проходит свыше 1/2 импорта и около 15% экспорта страны. Ввоз нефти, угля, чёрных металлов, проката, машин, химических товаров; вывоз лесоматериалов, бумаги, судов, промышленного оборудования и др. Грузооборот порта 5,8 млн. т в 1975. Х. связан паромными и судоходными линиями со Стокгольмом (Швеция), Копенгагеном (Дания), Травемюнде (ФРГ), Таллином, Ленинградом (СССР). Хельсинкский порт удобен, имеет несколько га ваней. Его причалы (общая длина свыше 9 км) подходят к центру города. Судоходство круглый год (в зимнее время используются ледоколы). Всё более увеличиваются паромные и контейнерные перевозки, объём пассажирского движения.

  В Х. сходятся важнейшие ж.-д. линии и автомагистрали; аэропорт международного значения. Окружная автомобильная дорога связывает между собой гавани и отдельные районы столицы. В автопарке (начало 1972) зарегистрировано около 88,2 тыс. легковых машин, около 1,5 тыс. автобусов, 16 тыс. грузовых автомашин. В городе трамвайное и автобусное сообщение. Расширение сети транспорта общего пользования планируется за счёт метро, электрических железных дорог, автобусного и трамвайного сообщения. Сооружаются (1977) метрополитен (соединит западные и восточные районы города) и линия электрифицированной железной дороги, а также автомагистраль, которые свяжут старый центр столицы с новыми строящимися периферийными центрами.

  Х. — центр туризма. Ежегодно его посещают 3 млн. туристов, в том числе около 1/3 иностранных.

  Планировка и архитектура. Планомерная застройка велась с начала 19 в. по регулярному плану, разработанному комиссией под руководством И. Эренстрёма (1808—17). Памятники архитектуры: классицистической постройки — бывший Сенат (1818—22), собор св. Николая (1830—52), Хельсинкский университет с обсерваторией и библиотекой (1828—45) — всё архитекторы К. Энгель, Фин. Национальный театр (1901, архитектор О. Тарьянне, новая пристройка, 1954, архитекторы К. и Х. Сирен), Национальный музей (1906—09, архитекторы Э. Сааринен и др.), Центральный вокзал (1904—14, архитектор Э. Сааринен), парламент (1927—31, архитектор И. Сирен), комплекс Олимпийского стадиона (1934—40, архитекторы Ю. Линдегрен и Т. Янтти) и Олимпийской деревни (1938—40, архитекторы Х. Экелунд, М. Вяликангас), Дом культуры рабочих (1955—58), дворец «Финляндия» (1967—71, оба — архитектор А. Аалто). Генеральный план Х. (1970) предусматривает создание, помимо существующего главного центра г орода, трёх периферийных центров, крупнейшим из которых станет Пасила. Предпринимается реконструкция исторического центра Х. (автор проекта А. Русувуори), ведётся интенсивное жилищное строительство: районы Маунула (1951—56), Мунккивуори (1962—65), Тапиола, Отаниеми и др. Памятники: Э. Лёнроту (1902, скульптор Э. Викстрём), Я. Сибелиусу (1961—67, скульптор Э. Хилтунен) и др. В городе много парков, бульваров, зон отдыха, широкая сеть отелей, гостиниц, ресторанов, туристских баз и кемпингов.

  Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В Х. находятся: Хельсинкский университет, Высшая техническая школа, Высшие финские и шведские коммерческие школы, Ветеринарная школа, Академия музыки им. Я. Сибелиуса, Академия изобразительных искусств и др. специальные высшие учебные заведения; научные учреждения — Академия Финляндии, Центр технических исследований, научно-исследовательские институты (леса, экономики, сельского хозяйства, б иохимии и др.), большое число научных обществ, библиотека университета, Городская библиотека, библиотека парламента и др., Национальный музей, Зоологический музей университета, Ботанический сад и др., Финляндская Национальная опера, Финляндский Национальный театр, Национальный шведский театр. Народный рабочий театр, Интимный театр и др.

 

  Лит.: Иконников А., Хельсинки, Л., 1967; Helsinki, Arkkitehtuuriopas, Helsinki, 1963.


Хельсинки. «Рыцарский дом». 1858—61. Архитектор Г. Т. Хейвитц.


Хельсинки. Памятник А. Киви. Бронза, гранит. 1932—34. Скульптор В. Аалтонен.


Хельсинки. Здание парламента. 1927—31. Архитектор Й. Сирен.


Хельсинки. Здание университета с обсерваторией и библиотекой. 1828—45. Архитектор К. Энгель.


Хельсинки. Универсальный магазин Штокмана. 1929—30. Архитектор С. Фростерус.


Хельсинки.


Хельсинки. Управление государственного пенсионного обеспечения. 1952—56. Архитектор А. Аалто.


Хельсинки. Начальная школа в районе Мейлахти. 1953. Архитекторы В. Ревель, О. Сипари.


Хельсинки. Дворец «Финляндия». 1967—71. Архитектор А. Аалто.


Хельсинки. Административное здание фирмы «Энсо-Гутцайт».


Хельсинки. «Дом-змея». 1951. Архитектор И. Линдегрен.


Хельсинки. Олимпийский стадион. 1934—40, перестраивался в 1952. Архитекторы И. Линдег рен, Т. Янтти.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна