Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Эйзен

(Шарль Доминик Жозеф Eisen, 1720—1778) — знаменитый французский рисовальщик книжных картинок, живописец и гравер, сын живописца Франсуа Э., переселившегося из Валансьена в Париж, был обязан образованием единственно своему отцу, который после того, как он усвоил себе начальные приемы рисовки, заставлял его срисовывать по памяти картины, виденные им перед тем и нарочно для того изученные, причем там, где рисующему изменяла память, должна была являться ему на помощь фантазия. Таким образом Э. приучился компоновать легко и свободно. Лишь только он начал работать для издателей иллюстрированных книг, как тотчас же сделался любимцем публики. Каждой своей композиции, даже самой ничтожной виньетке, он умел придавать столько ума и грации, что нередко сочинения, каков ни был бы их текст, быстро раскупались только потому, что были украшены гравюрами с рисунков этого художника. Благодаря покровительству маркизы Помпадур, которой Э. давал уроки, он был принят при королевском дворе, получил титул придворного рисовальщика и живописца и занял членское кресло в Парижской академии худ., но вел крайне беспорядочную жизнь и постоянно был по уши в долгах, хотя и зарабатывал большие деньги. Неотступность кредиторов и немилость, в которую он впал при дворе вследствие одной бестактной выходки, побудили его за год до смерти покинуть Париж и поселиться в Брюсселе. Картины Э., писанные масляными красками, каковы, напр., "Пастух и пастушка", "Птицелов", "Крестьянская пляска" и "Крестьянский отдых" (все четыре — в бордоском музее), не лишены достоинств, но громкое имя составили ему, как замечено выше, его многочисленные рисунки, большинство которых мастерски воспроизведено лучшими граверами его времени — Лонгейлем, Маскелье, Шоффаром, Фике, Гендтом и др. Одним из первых трудов Э. в этом роде были портреты художников, приложенные к сочинению Декана "La Vie des peintres flamands". Затем были им исполнены виньетки к поэме Томсона "Времена года" (1759), к стихотворениям Грекура (1761) и к "Эмилю" Руссо, иллюстрации к "Сказкам" Лафонтена в издании так назыв. des Fermiers g éné raux, к "Превращениям" Овидия, к сочинениям бездарного поэта Дора, к "Temple de Guide" Монтескье и к некот. др. книгам. Во всех этих рисунках, за исключением сопровождающих сочинение Декана, Э. является одним из даровитейших представителей жеманного искусства своего времени и его легких нравов, одним из самых изящных, "галантных" художников конца XVIII стол. Особенно замечательны и высоко ценятся его картинки, заставки и виньетки, помещенные в упомянутом издании "Сказок" Лафонтена и в одном из томиков сочинений Дора, в "Les Baisers". Из гравюр, исполненных самим Э., известны офорты: "Мадонна", "Св. Иероним", "Проповедь св. Элигия" и "Вид галереи польского короля ".

А. С—в.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна