Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Фауст (Faust), герой немецкой легенды, возникшей в период Реформации; учёный, заключивший союз с дьяволом (см. Мефистофель) ради знаний, богатства и мирских наслаждений. В легенде о Ф. – исторической личности, о которой сохранились свидетельства современников, – отложились старинные предания о магах, народные анекдоты о бродячих школярах и шарлатанах, фантастические мотивы христианских житий и средневековой демонологической литературы. После «Истории о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» (1587, издана И. Шписом) Ф. становится героем нем. «народных книг», пьесы К. Марло, кукольных драм и пантомим. Во 2-й половине 18 в. интерес к легенде возрождают передовые деятели нем. литературы; Г. Э. Лессинг дал сюжету просветительское осмысление: Ф. должен спастись, ибо стремление к истине не может стать достоянием сатаны. Ф. – излюблен ный герой поэтов «Бури и натиска» (Я. М. Р. Ленц, Ф. М. Клингер). В «Фаусте» И. В. Гёте (1-я ч. – 1808, 2-я ч. – 1832) решение проблемы постижения жизни подсказано верой в силу человеческого разума, в то, что человек способен переделать действительность. В начале 19 в. сюжет легенды используют поэты-романтики (А. Шамиссо, Н. Ленау и др.), которые широко вводят в свои произведения байронические мотивы, подчёркивая в образе Ф. черты неудовлетворённого скитальца, «мирового скорбника». Самое значительное произведение новейшего времени на тему о Ф. – роман Т. Манна «Доктор Фаустус» (1947), где трагическая судьба Ф. сопоставляется с судьбой героя и – шире – всей Германии.

  Образ Ф. привлек внимание многих рус. писателей – А. С. Пушкина, В. Ф. Одоевского, И. С. Тургенева. В период кризиса буржуазной культуры наметилась иррационалистическая интерпретация легенды о Ф. (К. Д. Бальмонт, Вяч. Иванов, С. Соловьев и др.). Прогрессивную тенденцию в творч еском освоении легенды продолжили А. В. Луначарский, М. Горький. Образ Ф., как истинно мифологический, вышел за пределы литературы. На сюжет Ф. написаны оперы Ш. Гуно, И. Вальтера, Ф. Бузони, симфонические произведения Р. Вагнера, Ф. Листа, Г. Малера. Образ Ф. получил также разработку в творчестве художников, иллюстрировавших легенду и её литературной интерпретации (М. Бекман, М. А. Врубель, Э. Делакруа и др.).

 

  Лит.: Легенда о докторе Фаусте. Изд. подгот. В. М. Жирмунский, М. – Л., 1958; Голик И,, Бессмертие народной легенды, «Вопросы литературы», 1962, № 11; Henning Н., Faust-Bibliographie, Bd I – 2, В. – Weimar, 1966–70; Schröder R., Gorkis Erneuerung der Fausttradition, B., 1971.

  Л. Е. Генин.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна