Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Фарс (франц. farce, от лат. farcio – начиняю: средневековые мистерии «начинялись» комедийными вставками), 1) вид народного театра и литературы, распространённый в 14–16 вв. в западно-европейских странах. Ф. отличался комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, жизнерадостным вольнодумством. Герои Ф. – горожане. Крестьяне всегда высмеивались, так же как и представители мелкого дворянства. Образы-маски (глупый муж, сварливая жена, тупой судья, врач-шарлатан, учёный-педант, мошенник и т.д.), лишённые индивидуального начала, представляли собой первую попытку создания социальных типов. Ф. были насыщены буффонадой. Наибольшую известность получили французские Ф. (15 в.) «Лохань», «Адвокат Патлен» и др. Традиции народного Ф. оказали большое влияние на развитие демократического направления во франц. актёрском искусстве (фарсовые актёры 17 в. – Табарен, Гро-Гильом, Готье-Гаргиль, Тюрлюпен и др.), на творче ство Мольера. Традиции итал. Ф. стали основой комедии дель арте, англ. Ф. нашёл претворение в комедиях У. Шекспира, исп. Ф. – в одноактных пьесах Л. де Руэды, в интермедиях М. Сервантеса; нем. Ф. (фастнахтшпиль) получил литературное воплощение в творчестве Г. Сакса. Ф. частично был возрожден в конце 19 и в 20 вв. в сатирических пьесах А. Жарри, Б. Брехта. Приёмы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде. 2) В 19–20 вв. жанр буржуазно-коммерческого театра, не связанный с народной традицией: бессодержательные, часто скабрёзные комедии, построенные на внешних комических приёмах.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна