Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Шампэнь

(Филипп de Champaine) — живописец, причисляемый и к французской, и к фламандской школам; род. в Брюсселе, в 1602 г.; учился сперва у Ж. Фукьера, в Антверпене, а потом, переселившись в 1621 г. в Париж, некоторое время у Лаллемана, сблизился там с Н. Пуссеном и довольно долго работал вместе с ним под руководством Дюшесна, в качестве его помощника по украшению живописью Люксембургского дворца королевы Марии Медичи. Предпочтение, выказанное ею некоторым из картин Ш. перед произведениями Дюшесна, возбудило зависть в последнем. Это побудило Ш. возвратиться в Антверпен, но едва успел он прибыть туда, как до него дошло известие о смерти Дюшесна и приглашение королевы явиться снова в Париж для того, чтобы заведовать работами в Люксембургском дворце. Получив титул придворного живописца, Ш. начал исполнять ряд портретов для устраивавшейся в этом дворце галереи знаменитых людей, много трудился для французских церквей и замков, был членом парижской академии художеств, а потом ее профессором и ректором и пользовался большим почетом и громкой известностью до тех пор, пока Ш. Лебрён не затмил его славы. Под старость он поселился в Пор-Рояле, где его дочь была монахиней, и умер там в 1674 г.

Картины этого художника имеют некоторое сходство с произведениями Н. Пуссена, не превосходят их в отношении силы, ясности и естественности колорита; напротив того, по ним видно, что, сравнительно с Пуссеном, Ш. был в меньшей степени одарен находчивостью фантазии и даром композиции, первоклассным мастером он является преимущественно в своих портретных работах, отличающихся тонкой передачей характера изображенных лиц, вкусом их постановки, рельефностью лепки, блеском красок и тщательностью исполнения. Произведений Ш. особенно много хранится в Луврской галерее, в Париже; наиболее замечательные между ними — картина, изображающая дочь-монахиню художника, молящуюся об избавлении ее матери от лихорадки (1662), "Спаситель, снятый со креста", эпизоды из жития св. Гервасия и Протасия и портреты самого Ш., кардинала Ришелье, писателя Р. Арно д'Андильи. Очень богат картинами Ш. также брюссельский музей (их находится там 16). Они имеются и в других коллекциях: в Лондонской национальной галерее (собственный портрет художника), в Мюнхенской пинакотеке, в галерее Карлсруэ (портрет Кольбера), в Венском музее ("Адам и Ева, оплакивающие убитого Авеля"), в мадридском музее дель-Прадо, в Императорском Эрмитаже ("Моисей" и портрет Кольбера), в гаагском и лилльском музеях и в некоторых частных собраниях.

Ср. Gazier, "Philippe et Jean-Baptiste de Champaigne" (П., 1893).








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна