Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Тьеполо (Tiepolo) Джованни Баттиста (5.3.1696, Венеция, — 27.3.1770, Мадрид), итальянский живописец, рисовальщик и гравёр. Крупнейший представитель венецианской школы 18 в. Учился в Венеции у Г. Ладзарини, испытал влияние П. Веронезе и Дж. Б. Пьяцетты. Работал главным образом в Венеции, а также в Милане (1731—32, 1737, 1740), Вюрцбурге (1750—1753), Мадриде (1762—70), Для ранних работ Т. (1716—34) характерны беспокойные формы, тёмные краски, контрастная светотень, но уже в них сказываются присущие ему богатство фантазии и декоративный размах (цикл картин для дворца Дольфино в Венеции, после 1725, ныне в Эрмитаже, Ленинград, и др. собрания). В 1735—50 произведения Т. обретают свободу и экспрессивность, колорит светлеет и обогащается тонкими нюансами (плафоны венецианских церквей Джезуати, 1737—39, и Скальци, 1743—44). В 1750—60-х гг. Т. пользуется ш ирокой славой, много работает для иностранных дворов, избирается президентом венецианской АХ (1756—58). В этот период им исполнены лучшие фресковые циклы (в архиепископской резиденции в Вюрцбурге, 1750—53, палаццо Лабиа в Венеции, около 1750, на вилле Вальмарана близ Виченцы, 1757, в палаццо Редзонико в Венеции, 1758), отличающиеся праздничной пышностью, сияющим колоритом, составленным из нежных серебристых, красноватых, золотисто-жёлтых, жемчужно-серых, коричневых и синих оттенков. К 1740—50-м гг. относятся важнейшие станковые произведения Т., поражающие яркой эмоциональностью образов и виртуозностью техники («Триумф Амфитриты», около 1740, Картинная галерея, Дрезден; «Поклонение волхвов», 1753, Старая пинакотека, Мюнхен). В 1762—66 Т. исполнил ряд плафонов для Королевского дворца в Мадриде. Творчество Т. завершает развитие итальянской монументально-декоративной живописи 16—18 вв. Фрески и картины Т. с их бездонными головокружительными просторами, безудержной динамикой и живописной свободой, совершенством св етовоздушных эффектов, лёгкостью и прозрачностью красок, новизной и неожиданностью точек зрения и ракурсов принадлежат к вершинам мирового монументально-декоративного искусства; художник превосходно связывал свои композиции с интерьером, иллюзорно расширяя и углубляя реальное пространство. Т. выступал также как портретист (многофигурная композиция «Собрание в Арене», 1748—50, Пинакотека, Удине), был замечательным графиком, автором островыразительных по своей смелости и живописности, порой изысканно-гротескных, рисунков и офортов [циклы офортов «Вари каприччи» («Разнообразные причуды») и «Скерци ди фантазия» («Шутки фантазии»)].

 

  Лит.: Щербачёва М. И., Картины Тьеполо из дворца Дольфино в Эрмитаже, Л., 1941; Ольшанская Н.И., Тьеполо, М., 1957; Morassi A., A complete catalogue of the paintings of G. B. Tiepolo,L., [1962]; Rizzi A,, The etchings of the Tiepolo: complete edition, L., 1971; Atti del congresso internazionale di studi sul Tiepolo, [Mil., 1972].


Дж. Б. Тьеполо. «Смерть Дидоны». Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.


Тьеполо. «Апофеоз семьи Пизани». Фрагмент плафона виллы Пизани в Стра. 1762.


Тьеполо. «Сбор манны». 1730-е гг. Приходская церковь. Веролануова.


Тьеполо. «Бракосочетание Барбароссы». Фреска архиепископского дворца в Вюрцбурге. 1750—53.


Тьеполо. «Рахиль, прячущая идолов». Фрагмент росписей архиепископского дворца в Удине. Начаты в 1726.


Дж. Б. Тьеполо.


Тьеполо. «Искушение св. Антония». Галерея Брера. Милан.


Тьеполо. «Бегство в Египет». Офорт. 1753.


Тьеполо. «Даная». Университет. Стокгольм.


Тье поло. «А. Риккобоно». Около 1745. Академия Конкорди. Ровиго.


Тьеполо. «Cв. Доминик, вводящий в церковный обиход чётки». Плафон церкви иезуитов (Санта-Мария дель Розарио) в Венеции. 1737—39.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна