Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Центурии

(в древнем Риме) — Деление на Ц. теснейшим образом связано во всем римском предании с делением на классы (см.) и носит, как и последнее, частью политический, частью военный характер. Вся реформа приурочивается к предпоследнему царю Рима, Сервию Туллию, которого, весьма возможно, предание и изобрело специально как царя — αίτιον — реформы. Как бы то ни было, все более достоверное предание о первых временах римской республики знает, как действующие политические и военные деления, почти исключительно класс и центурию; рядом с ними курии фигурируют только как антиквированный институт. В военном отношении центурия, как подразделение класса (призыв), есть призывная единица, первоначально ставившая одну Ц., т. е. сотню пехотинцев или всадников. Очень рано, однако, Ц. стала функционировать исключительно как призывное деление, не связанное определенным числом выставляемых солдат. Одновременно с этим военным значением, Ц. имеет характер деления политического; она является голосовой единицей важнейшей всенародной формы народного собрания — центуриатных комиций (так назыв. comitiatus maximus). Вопрос о том, было ли политическое значение Ц. исконным или наслоившимся на их призывное значение, спорен и при имеющихся данных неразрешим. Общее количество Ц., и как призывных, и как голосовых единиц, было 193, причем по классам оно распределялось следующим образом: на 1-й класс приходилось 40 Ц. iuniorum (до 46 лет) и 40 Ц. seniorum (от 46 до 60), на 2-й, 3-й и 4-й — по 10 старших и младших, на 5-й — по 15 тех и других; кроме того, к 1-му классу приписаны были две Ц. fabrum (плотников и кузнецов), к 5-му — 2 Ц. музыкантов и 1 Ц. accensi velati. Вне классов стояли 18 Ц. всадников. Сверх того, по Ливию, была еще одна Ц. свободных от воинской службы (или пролетариев, как их называет Цицерон); но более чем вероятно, что эта Ц. есть фикция, объединявшая, в представлении Ливия и Цицерона, стоявшее вне Ц. население. Такой же фикцией является, вероятно, и упоминаемая Фестом Ц. n i quis scivit, т. е. Ц. тех, кто по какой-либо причине не голосовал в своей Ц. Подробности распределения Ц. по классам спорны. Во главе каждой центурии как корпоративной единицы стоял центурион, позднее — curator centuriae. О центуриатных собраниях см. Комиции. В высшей степени сбивчивы и трудно согласуются, при всей своей бессодержательности, сведения, которые мы имеем о так назыв. реформе Ц. Прежде всего, неизвестно, к какому времени относится эта реформа. Так как суть реформы состоит в согласовании деления на трибы с делением на Ц., то очевидно, реформа состоялась после 241 г. до Р. Х., когда число триб сделалось постоянным; с другой стороны, с 218 г. до Р. Х. Ливий знает только новый центуриатный строй. Можно, кажется, приурочить реформу к Г. Фламинию (220 г.), известному поборнику колонизационной политики, предшественнику Гракхов по наиболее распространенной версии предания. О форме Ц. известно только то, что для согласования Ц. и триб последние были разделены каждая на отделы seniorum и iuniorum. Рядом с этим, однако, деление на классы оставалось в силе, и при голосовании Ц. вызывались по порядку классов. Первыми голосовали не Ц. всадников, как раньше, а вызывалась по жребию одна из Ц. — может быть, одна из Ц. первого класса, так наз. centuria praerogativa, определяемая только именем трибы (напр., Veturia seniorum). Дополнить эти данные путем гипотез и набросать полный остов всей реформы сделалось издавна предметом усилий ряда ученых. При этом исходили из двух возможностей: одни представляли себе каждую трибу заключающей по одной Ц. всех классов seniorum и iuniorum, т. е. количество Ц. возросшим до 350, а с прибавкой Ц. всадников (35, 70, 18) и Ц. пролетариев — 386, 421 или 368 (369). Другие отрицают деление на классы и считают, что всех Ц. отныне было столько же, сколько полутриб, т. е. 70, а с прибавкой 18 Ц. всадников 88. По первому пути первым пошел Pantagathus, по второму — Нибур. Наибольшее количество сторонников имеет теория Пантагата, но к вполне убедительным результатам не пришел никто. Всем попыткам одинаково свойственно усилие найти объяснение тому, что Дионисий называет реформу демократической. И действительно, демократизация проявилась в появлении на месте Ц. всадников указываемой жребием centuria praerogativa. Дальше этого, однако, в характеристик реформы идти трудно, не теряя почвы под ногами. В императорское время Ц. продолжали существовать рядом с трибами как корпоративные, бесправные в политическом отношении единицы; по образцу их имелись деления и в ряде коллегий. О Ц. как войсковом делении, см. Центурион. Ср. Soltau, "Enstehung und Zusammensetzung der altr ö mischen Volksversammlungen" (Б., 1888); Mommsen, "R ö m. Staatsrecht" (III, 253 сл.); "Die r ö mischen Tribus" (Альтона, 1844); Pantagathus, в комментарии Дракенборха к Ливию; Niebuhr. "R ömische Geschichte"; Klebs, "Zeitschr. der Savigny Stiftung fü r Rechtsg." (1892, 181 сл.); Soltau, "Jahrb. f ü r Philol." (1895, 410 сл.); Kubier, у Pauly-Wissowa, "Realencyclop ä edie" (III, 1952 сл.).

Центурией называли также известную земельную меру — соединение ста heredia, каждый в два югера, т. е. 200 югеров. Значительную роль играла Ц. как мера земли при колонизации, но постоянство ее размера с течением времени утратилось.

М. Р.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна