Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Токвиль (Tocqueville) Алексис (29.7.1805, Вернёй, ныне Вернёй-сюр-Сен, департамент Ивелин, — 16.4.1859, Канн), французский социолог, историк и политический деятель. Родился в аристократической семье. В 1831—1832 в США изучал пенитенциарную (тюремно-исправительную) систему. Неоднократно посещая Великобританию, установил личные связи с английскими либералами. В 1835 опубликовал книгу «О демократии в Америке» (рус. пер. 1897), принёсшую Т. широкую известность. С 1838 член Академии моральных и политических наук, с 1841 Французской академии. В 1839 член Палаты депутатов. В 1848 избран в Учредительное, в 1849 — в Законодательное (вице-председатель) собрания. Министр иностранных дел (1849). Один из лидеров консервативной Партии порядка. В 1851 за подпись под петицией о предании суду Луи Бонапарта заключён в Венсеннский замок. После освобождения отошёл от политической деятельности.

  В книге «О демократии в Америке» Т., осознавая неизбежность буржуазно-демократических пре образований, рассматривает соотношение в буржуазного обществе свободы и равенства, взаимодействие политической власти и общества в целом. Подчёркивая негативные элементы буржуазного эгалитаризма, Т. считал его источником деспотизма. По Т., политическая централизация как оружие равенства в борьбе с привилегиями феодальной аристократии, соединяясь с административной централизацией и бюрократизацией, резко усиливает власть государства. С другой стороны, равенство рождает индивидуализм, который замыкает людей в рамках частной жизни и создаёт тем самым благоприятную почву для деспотизма. «Извращённая склонность» к равенству низводит всех до уровня массы и приводит к «равенству в рабстве». Вопрос об осуществлении тенденций деспотизма, по Т., во многом зависит от прочности общинных учреждений и организаций, находящихся между государством и индивидом.

  Противостоять этим тенденциям, по Т., могут некоторые институты, например существующие в США: фе деративная форма государства, региональное разнообразие, свобода политических и гражданских ассоциаций и т.д.

  В книге «Старый порядок и революция» (1856, рус. пер. 1918) пытался выявить преемственность между прошлым и «новым порядком» и утверждал, что и без революции была возможна ликвидация феодального режима. Для понимания истоков Великой французской революции Т. исследовал архивные материалы предреволюционного периода.

  Либерально-консервативные идеи Т. оказали большое влияние на буржуазно общественную мысль (И. Тэн, Ж. Сорель, Ф. Теннис, М. Вебер, К. Манхейм).

 

  Соч.: Euvres completes, t. 1—12, P., 1951—64; в рус. пер. — Воспоминания, М., 1893.

 

  Лит.: Mayer I., Alexis de Tocqueville, N. Y.; 1940; Nisbet R., The sociological tradition, N. Y., 1967.

  Н. Н. Стрельцов.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна