Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Темпера (итал. tempera, от temperare — смешивать краски), живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведённого на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с маслом и лаком). Т., известная уже в Древнем Египте, в средние века стала основной техникой станковой живописи, а иногда использовалась и для росписи зданий. Средневековые иконописцы писали Т. на загрунтованных досках и покрывали оконченную живопись слоем олифы или масляного лака. С 15 в. в Западной Европе (а в России с 18 в.) Т. вытесняется масляной живописью. В конце 19—20 вв. Т. вновь широко применяется для станковых и декоративно-прикладных работ. Современные картины, написанные Т., не покрывают лаком, и поэтому они имеют бархатистую матовую фактуру. Цвет и тон в произведениях, написанных Т., проявляют несравненно большую стойкость к внешним воздействиям и дольше сохраняют первоначальную свежесть по сравнению с красками масляно й живописи.

 

  Лит.: Филатов В. В., Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация, М., 1961; Wehite К., Тетреramalerei, 4 Aufl., Ravensburg, [1961].


В. А. Серов. «Похищение Европы». Эскиз. Темпера. 1910. Русский музей. Ленинград.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна