Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Танцевальная музыка, музыка, предназначенная для сопровождения танцев. Для каждого танца (например, вальса, мазурки) создаются разнообразные по характеру музыки пьесы, основная ритмическая формула и темп которых отвечают движениям данного танца. Т. м. — одна из древнейших разновидностей музыки. Народная Т. м. бывает вокальной (главным образом хоровой) с инструментальным сопровождением или без него, а также инструментальной (см. Народное творчество); профессиональная Т. м., опирающаяся на народные образцы, по преимуществу инструментальна. Танец, в том числе бальный танец, — составная часть лёгкой музыки, джазовой (см. Джаз). Уже в древности танцы зачастую объединялись в связанные с определённым сюжетом танцевального представления. Т. м. — одна из форм балетной музыки.

  Важная ветвь Т. м. 18—20 вв. — произведения, предназначенные для слушания, а не для сопровождения танцев. Из объединения нескольких танцевальных пьес сложилась старинная инструментальная сюита; танцевальная пьеса в качестве одной из частей вошла и в сонатно-симфонический цикл (менуэт у И. Гайдна, В. А. Моцарта, отчасти и у Л. Бетховена, вальс у П. И. Чайковского и др.); танцевальные ритмы нередко используются и в других, прежде всего финальных, частях классических симфоний и иных циклических инструментальных произведений.

  С начала 19 в. происходил процесс углубления содержания и поэтизации отдельной танцевальной пьесы, приведший к созданию высокохудожественных произведений, предназначенных для концертного исполнения (вальсы, ма зурки и полонезы Ф. Шопена для фортепьяно), порой приобретающих программный характер («Приглашение к танцу» Вебера, «Мефисто-вальсы» Листа и др.). Большое распространение получили также всевозможные обработки народных танцев («Венгерские танцы» Брамса, «Норвежские танцы» Грига и др.); на народной танцевальной основе стали создаваться развитые музыкальные произведения («Камаринская» Глинки для оркестра, фортепьянная фантазия «Исламей» Балакирева и др.).

 

  Лит.: Ефименкова Б., Танцевальные жанры, М., 1962; Sachs С., Eine Weitgeschichte des Tanzes, В., 1933.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна