Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Танеев Сергей Иванович [13(25).11.1856, Владимир, — 6(19).6.1915, Дюдьково, ныне Звенигородского района Московской области, похоронен в Москве], русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель. С раннего возраста занимался музыкой. В 1866 поступил в Московскую консерваторию, которую окончил в 1875 (с золотой медалью). Наибольшее влияние на Т. оказали занятия в классах Н. Г. Рубинштейна (фортепьяно) и П. И. Чайковского (инструментовка, сочинение). Занимался концертной деятельностью (первый исполнитель большинства фортепьянных произведений Чайковского, выступал со скрипачом Л. С. Ауэром, участвовал в исполнении собственных камерных сочинений в России, Германии, Чехии). С 1878 преподаватель Московской консерватории (фортепьяно, специальные музыкально-теоретические предметы), с 1881 профессор, в 1885—89 директор. Среди его учеников — С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, а также деятели советской музыкальной культуры — З. П. Палиашвили,               Р. М. Глиэр, С. Н. Василенко, А. Н. Александров, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, С. И. Танеев. Г. Э. Конюс, Б. Л. Яворский. Как директор сыграл значительную роль в углублении профессионального музыкального образования. Человек передовых убеждений, Т. в 1905 году встал на защиту прав бастовавших учащихся. В результате конфликта с реакционной дирекцией вышел из состава профессоров, но остался в центре музыкальной жизни Москвы. Был одним из основателей и активных деятелей Народной консерватории (с 1906), музыкального научного общества (с 1908 — «Музыкально-теоретическая библиотека»), многих концертных организаций и коллективов. Сотрудничал в Московской музыкально-этнографической комиссии (ещё в 80-х гг. осуществил многочисленные записи песен народов Кавказа, украинских песен, а также исследование северокавказского фольклора). Выдающееся значение имеют музыкально-теоретические труды Т., посвященные проблемам полифонии.

  Композиторское наследие Т. разнообразно в жанровом отношении. В свои х сочинениях тяготел к нравственно-философской проблематике. Таковы его единственная опера «Орестея» (1895, Мариинский театр, Петербург), трактующая античные сюжеты трагедий Эсхила («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды») как закономерную победу сил разума и света; кантаты «Иоанн Дамаскин» (слова А. К. Толстого, 1884; посвящена памяти Н. Г. Рубинштейна) — одно из проникновенных и лирических созданий Т., и «По прочтении псалма» (слова А. С. Хомякова, 1915). Из четырёх симфоний выделяется 4-я (1898). Хоры (по использованию средств полифонии) явились новым словом в русской музыке. Многие хоры и романсы написаны на слова Я. П. Полонского, К. Д. Бальмонта. Наиболее важное место в творчестве Т. занимают камерные ансамбли — струнные квартеты (в том числе 5-й, 1903; 6-й, 1905), трио (в том числе фортепьянное трио, 1903), квинтеты (в том числе фортепьянный квинтет, 1911).

  В творчестве Т. органически сочетаются традиции классики — западноевропейской и русской (прежде всего воздействие Чайковского), и новые явления , характерные для музыки 20 в. (например, роль полифонии как метода развития). Музыка Т., не отличающаяся открытой эмоциональностью, характеризуется глубиной мысли, серьёзностью чувства, высоким мастерством. Она неотрывна от этических проблем и этим представляет одну из коренных традиций отечественной культуры. Творческие принципы Т. плодотворно развиваются советскими композиторами.

 

  Соч.: Подвижной контрапункт строгого письма, М., 1959. Учение о каноне, М., 1929.

 

  Лит.: Памяти С. И. Танеева, 1856—1946. Сб. ст. и материалов, под ред. В. Протопопова, М.— Л., 1947; Бернандт Г. Б., С. И. Танеев, М.— Л., 1951; П. И. Чайковский. С. И. Танеев. Письма, М., 1951; С. И. Танеев. Материалы и документы, т. 1 — Переписка и воспоминания, М., 1952; С. Танеев. Из научно-педагогического наследия, М., 1967; Корабельникова Л., С. И. Танеев в Московской консерватории, М., 1974.

  Л. З. Корабельникова.


С. И. Танеев.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна