Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Бёме (Böhme) Якоб (1575, Альтзейденберг, — 17.11.1624, Гёрлиц), немецкий философ, представитель пантеизма. По профессии сапожник. Для сочинений Б. характерны слияние натурфилософии и мистики, экзальтированность стиля, наличие множества библейских и поэтических образов. Бог, по Б., един с природой и объемлет собою всё — небо и ад, внутреннее и внешнее, добро и зло, творит самого себя из «ничто» посредством раздвоения своего первоначально недифференцированного единства и выделения из него противоположностей: света и тьмы, добра и зла. Эти стихийно-диалектические идеи Б. оказали большое влияние на последующее развитие немецкой философии (Ф. Баадер, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель< /i>). К. Маркс и Ф. Энгельс использовали термин Б. «мука (Qual) материи», понимаемый как стремление, жизненный дух, напряжение, для характеристики принципа самодвижения (см. Соч., 2 изд., т. 2, с. 142).

 

  Соч.: Sämmtliche Werke, Bd 1—7, Lpz., 1922; Glaube und Tat, В., 1957; в рус. пер. — Aurora или Утренняя заря в восхождении, М., 1914.

 

  Лит.: Левен В. Г., Якоб Беме и его учение, «Вестник истории мировой культуры», 1958, №5; Фейербах Л., История философии, т. 1, М., 1967; Grunsky Н., Jacob Böhme, Stuttg., 1956; Stoudt J. J., Sunrise to eternity, Phil.,1957.

  А. В. Гулыга.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна