Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Сурбаран (Zurbarán) Франсиско (крещен 7.11.1598, Фуэнте-де-Кантос, Бадахос, — 27. 8. 1664, Мадрид), испанский живописец. Учился в Севилье у П. де Вильянуэвы (с 1614) и, возможно, у Ф. Пачеко. Жил и работал в Льеренье (Бадахос, 1617—28), с 1628 — в Севилье. Особенно характерны для С. были композиции на темы из житий святых, трактованные как сцены монастырского быта («Молитва св. Бонавентуры при выборе папы Григория Х», см. илл.). Ранние произведения С. проникнуты сильным влиянием Караваджо (ретабло капеллы св. Петра в соборе в Севилье, 1625). В период творческого расцвета (1630—40-е гг. ) С. создавал суровые, монументальные и лаконичные образы, драматически-напряженные и вместе с тем благородно сдержанные в своих чувствах. В 1650-х гг. в его произведениях появились черты эмоциональной взволнованности, экстатического или смягчённо -лирического толка («Распятие», начало 1660-х гг., Эрмитаж, Ленинград). Кроме религиозных композиций, С. писал также мифологические сцены, портреты и натюрморты.

 

  Лит.: Малицкая К. М., Франсиско Сурбаран. 1598—1664, М., 1963; Guinard P., Zurbarán et les peintres espagnols de la vie monastique, P., 1960.


Ф. Сурбаран. «Отрочество Мадонны». Ок. 1660. Эрмитаж. Ленинград.


Ф. Сурбаран. «Св. Лаврентий». 1636. Эрмитаж. Ленинград.


Ф. Сурбаран. «Молитва св. Бонавентуры при выборе папы Гр игория X». 1629. Картинная галерея. Дрезден.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна