Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Белорусская железная дорога, образована в мае 1953. Управление в Минске. Пролегает в основном по территории БССР (свыше 97%) и частично по территории УССР и Литовской ССР. Дорога граничит с Октябрьской железной дорогой (станции Алеща и Езерище), с Прибалтийской железной дорогой (станции Бигосово, Гудогай, Пабраде, Поречье и Стасилаи); с Московской железной дорогой (станции Закопытье, Заольша, Красное, Сураж и Шестеровка); с Юго-Западной железной дорогой (станции Новобелицкая, Овруч и Тереховка) и Львовской железной дорогой (станции Вербка и Лунинец). На западе Б. ж. д. подходит к государственной границе СССР и граничит с польскими железными дорогами (станции Лососна, Берестовица, Свислочь, Высоко-Литовск и Брест). Эксплуатационная линия Б. ж. д. в современных (1970) границах — 5400 км, или 4% от протяжённости всей сети железных дорог СССР. Б. ж. д. связывает районы Северо-Запада и Прибалтики с районами Юго-За пада, Донбасса и Приднепровья, а также обеспечивает транспортные связи СССР с ПНР и ГДР.

  Основные направления Б. ж. д. — старейшие на сети. Так, линия Смоленск — Минск — Брест закончена строительством в 1871, линия Гомель — Лунинец — Брест — в 1882—86; Вильнюс — Минск — Гомель — в 1873, Невель — Полоцк — Молодечно — Волковыск — в 1906. За годы Советской власти построены: Лепель — Орша — Кричев — Сураж, Шестеровка — Могилёв — Осиповичи, Барановичи — Слуцк.

  В период Великой Отечественной войны 1941—45 и оккупации БССР немецко-фашистскими захватчиками железнодорожное хозяйство республики было разрушено, однако уже к 1950 Б. ж. д. была в основном восстановлена.

  В 1969 грузооборот Б. ж. д. составил свыше 46 млрд. т·км, или ок. 2% от сетевого. Более половины грузооборота Б. ж. д. освоено тепловозной тягой. Б. ж. д. преимущественно транзитная. В общем объёме грузооборота транзит составляет 56%, ввоз 22%, вывоз 7% и местное сообщение 15%. Во ввозе преобладают уголь, металлы, строймат ериалы, отдельные виды нефтепродуктов, продукция лёгкой и пищевой промышленности, хлебные грузы, в вывозе — в основном автомобили, тракторы, нефтегрузы, продукция сельского хозяйства. В местном сообщении по железным дорогам преимущественно перевозят строительные грузы, торф, лесоматериалы, продукты сельского хозяйства. Грузонапряженность Б. ж. д. относительно невелика — примерно 7,8 млн. т.км/км, что вдвое меньше среднесетевой, однако отдельные участки железной дороги (Тереховка — Гомель — Минск — Гудогай; Орша — Минск — Брест; Закопытье — Гомель — Брест и др.) имеют большую грузонапряженность. Наиболее крупные пункты отправления и прибытия грузов: Полоцк, Брест, Витебск, Могилёв, Калий, Лососна, Кричев.

  Б. ж. д. осуществляет интенсивные пассажирские перевозки как во внутриреспубликанском, так и в транзитном сообщении между районами Прибалтики и Северо-Запада с Южными и Юго-Западными районами страны. В сообщениях через Брест ежегодно увеличиваются международные пассажирские перевозк и. Общий пассажирооборот в 1969 составил 6,7 млрд. пасс. -км, или 2,6% от сетевого. В нём транзит составляет 26%. Большой удельный вес занимают пригородные перевозки пассажиров (20%).

  Г. С. Райхер.


Белорусская железная дорога, схема.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна