Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Терборх

Герард (Terborch, Ter Borch) Младший — голландск. живописец, род. в 1617 г., получил первоначальное художественное образование под руководством своего отца, Герарда Т. Старшего (1584—1662) — живописца, известного только по нескольким дошедшим до нас рисункам, а потом учился у кого-то в Амстердаме и у Питера Молейна Старшего в Гарлеме, под сильным влиянием Фр. Гальса и художников школы Дирка Гальса. Будучи в 1635 г. принят в гарлемскую гильдию св. Луки, он вслед за тем отправился в Англию, откуда через Германию поехал в Италию и Францию и по возвращении своем из этого путешествия жил некоторое время в Амстердаме, занимаясь преимущественно портретною живописью и усваивая себе многое из приемов Рембрандта. В 1646 г. Т. находился в Мюнстере, где написал знаменитую картину "Мирный конгресс" с портретами лиц, участвовавших в заключении договора, утвердившего независимость северонидерландских штатов (наход. в Лондонск. национ. гал.). Познакомившись здесь с испанским уполномоченным на конгрессе гр. Пеньерандой, он сопровождал его в Мадрид, портретировал там короля и многих из придворных обоего пола и довершил свое развитие изучением Веласкеса. Возвратившись около 1650 г. в Голландию, поселился в Девентере, где был впоследствии бургомистром и умер 8-го декабря 1681 г. Т. занимает в истории голландск. живописи видное место, как замечательный портретист, и еще более важное, как наилучший представитель так назыв. "элегантного жанра". Специальность этого мастера, особенно в последние 3 0 лет его жизни, составляло изображение интимного быта хорошего общества — сцен с немногими действующими лицами, происходящих в комнатах, среди обстановки, свидетельствующей о благосостоянии их обитателей. Картины его, имеющие порою новеллистический характер, сочинены с большим вкусом и отличаются типичностью и выразительностью изображенных фигур, непринужденностью и благородством их постановки, превосходным рисунком, свежестью и гармоничностью красок, сочностью в меру оконченного письма и вообще изяществом исполнения. Бесподобно воспроизводил Т. материи костюмов, в особенности светлых цветов атлас, мех, кружева и позументы. Нередко помогали ему его дочь Констанция-Мария и сестра Гецина. Из его учеников, самый значительный — Каспар-Неттер. Baжнeйшие жанровые произведения Т.: "Офицер, пишущий письмо, чтобы отправить его с трубачом" (в Дрезденск. гал.), "Дама, моющая себе руки" (там же), "Урок игры на лютне" (в Лондонск. национ. гал.), "Офицер, предлагающий молодой женщине деньги "(в Луврск. гал. в Париже), "Пение под аккомпанемент лютни" (там же), "Отеческое наставление" (в Берлинск. музее; повторение в Амстердамской гал. и в Имп. Эрмитаже), "Домашний концерт" (в Берл. музее), "Полученное письмо" (в мюнхенск. Пинакотеке; несколько повторений в других местах), " Бокал лимонада" (в Импер. Эрмитаже), "Урок музыки" (там же), "Дама, очищающая яблоко для ребенка" (в Венск. гал.), "Депеша" (в Гаагск. гал.), "Беседа" (в Шверинск. гал.) и "Дама, играющая на лютне" (в Кассельск. гал.).

А. С—в.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна