Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Сютаев

Василий Кириллович — крестьянин Тверской губ., Новоторжского у., дер. Шевелиной, основатель религиозно-нравственного учения, последователи которого получили название "сютаевцев ". С. основал свое учение единственно на Новом Завете, который (в русском переводе) он знал наизусть. Главное, в глазах С. — взаимная любовь среди людей. "Истинное христианство в любви — где любовь, там и Бог, а где любви нет, там нет и Бога". Все нынешние неустройства жизни, по мнению С., происходят от недостатка любви среди людей; от того же зависит и величайшая несправедливость — война. Достигнуть счастья люди должны на земле; "что там будет, — говорил С., — не знаю, на том свете не был". К осуществлению своего идеала С. стремился путем самосовершенствования. Как и сам С., его последователи стараются жить безупречно, говорить всегда правду, делиться всем и со всеми. Сютаевцы, не занимаясь специально пропагандой, охотно всем сообщают свои взгляды на жизнь. Они чужды аскетизма и мистицизма; замечательно среди них отсутствие суеверий. Отношение их к окружающему миру хотя и отрицательное, но не враждебное; они считают не согласных с ними людей только заблуждающимися. Сютаевцы не ходят в церковь, не признают таинств, не поклоняются ни иконам, ни святым, не признают мощей, не постятся, дома не справляют никаких богослужений, молитв и треб, отрицают присягу. На С. и его учение впервые было обращено внимание в 1876 г., когда возникло судебное дело по обвинению С. местным духовенством в некрещении внука. Вскоре затем сын С., при поступлении в военную службу, отказался присягать и брать оружие. В литературе впервые было сообщено о С. в "Тверском вестнике". В 1881 г. С. посетили А. С. Пругавин и гр. Л. Н. Толстой; впоследствии С. не раз бывал у Толстого в Москве. Умер С. в 1890-х годах, имея от роду более 70 лет. Портрет С. (работы Репина) в Москве, в Третьяковской галерее ("Сектант"). — Строгие требования, которые учение С. ставит своим последователям, препятствовали, по-видимому, его распространению. Пругавин считает "сютаевцев" несколькими десятками, хотя сочувствующих им среди окрестных жителей много. См. "Тверской вестн.", 1880, № 26 — "Новая религиозная секта в Тверской губ."; № 39 — перепечатка "корресп. из Торжка" в газету "Молву" (1880, № 245); "Тверской вестн.", 1881, № 23 — "Два слова о сютаевцах", ст. А. С. Пругавина; "Русск. мысль", 1881, №№ 10 и 1 2, 1882, № 1 ст. А. С. Пругавина — "Алчущие и жаждущие правды".

Д. Р.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна