Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Стефан Новгородец

инок, в 1350 г. ходил в Царьград поклониться св. местам. Подобно игумену Даниилу, С. описывает в своем путешествии ("Хождение" С. издано И. П. Сахаровым во II томе "Сказаний русского народа", 1849) святые места, собор св. Софии и разные святыни, которые он видел. С полным доверием С. относится ко всем рассказам своих греческих проводников, и потому наряду с серьезными сведениями у него попадаются рассказы чисто баснословного характера. Самое замечательное место в историческом отношении в "Хождении" — рассказ С. о встрече его с двумя новгородцами, Иваном да Добрилой, которые жили в Студийском мре и занимались списыванием книг для России. Из этого монастыря много книг посылали на Русь: "устав, триоди и иные книги. Архим. Леонид в предисловии к "Обозрению цареградских памятников и святынь XIV и XV веков по русским паломникам" (М., 1870) говорит, что из четырех наших паломников XIV и XV стол., С. Новгородца, диакона Игнатия (1389), дьяка Александра (1391—95) и иеродиакона Зосимы (1 4 20), первое место как по времени, так и по внутреннему достоинству должно быть отведено С. Новгородцу, потому что он при описании цареградских святынь держался некоторой определенной системы, не злоупотребляя выражениями "ту" или "ту близ", которые другие (напр. иеродиакон Зосима) вставляли иногда лишь для связи речи. Поэтому при составлении "сводного списка" архим. Леонид принял за основание описание С. Новгородца, присоединяя по каждой описываемой им святыне сведения, находящиеся о ней у трех последующих паломников.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна