Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Стелла Жак и пр.

Стелла (Stella) — неколько франц. художников, из которых наиболее известны: 1) Жак С. (1596—1657), историч. живописец, гравер и резчик из дерева, сын и ученик происходившего из Фландрии живописца Франсуа С. (1565—1605), трудившегося в Лионе, в 1616 г. отправился во Флоренцию, где работал при дворе великого герц. Козимо II; оттуда в 1623 г. перебрался в Рим вместе со своим братом, менее талантливым живописцем Франсуа С. (1603—1647). Здесь он изучал антики и произведения Рафаэля и в особенности Н. Пуссена, которому стал постоянно подражать в своих картинах. Проведя в Риме около двенадцати лет, он собирался ехать в Испанию, куда приглашал его к себе на службу король Филипп IV, но, сделавшись жертвою ложного доноса, был схвачен и заключен в тюрьму; его невинность не замедлила обнаружиться, а клеветники были строго наказаны. Получив свободу, он решился в 1634 г. возвратиться во Францию, по пути туда посетил Венецию и другие важнейшие города Италии. Остальное время своей жизни С. провел в Париже, работая для короля, принцев, кардинала Ришелье и др. знатных лиц. Картины этого художника элегантны, но холодны по композиции; рисунок у него — правильный, но манерный, колорит — красноватый. Произведения его кисти имеются почти во всех франц. музеях и во многих других коллекциях. Важнейшие в их числе: "Богоматерь, встречаемая Христом на небесах" (в Луврск. муз. в Париже), "Минерва, посещающая муз" (там же), "Пастушеская сцена" (в лионск. муз.), "Ангелы, молящиеся Младенцу-Спасителю" (там же), "Суд Соломона" (в Венск. муз.) и "Суд Париса" (в собр. Дюмона, в Камбре). Имп. Эрмитаж владеет тремя картинами С.: "Благовещение", "Св. Семейство" и "Венера и Адонис". Как гравер он известен офортами, изображающими игры детей-гениев, вазы, архитектурные орнаменты и разные предметы украшения. 2) Антуан С., собственно Бузонне (Bouzonnet, 1634—82), исп. живописец, племянник и ученик предыдущего, подражал ему в своих произведениях, отличаясь еще более условным, красноватым колоритом и легким, приятным письмом. За картину "Пифийские игры" был в 1666 г. принят в члены Парижской акад. 3) Клодина С ., собственно Бузонне (1634—1697), сестра предыдущего, тоже ученица своего дяди, Жака С. С большим успехом занималась живописью, но прославилась в особенности своими гравюрами, в которых чрезвычайно точно воспроизводила картины Н. Пуссена. Как на лучшие из них, можно указать на "Моисея, источающего воду из скалы" (с картины, наход. в Имп. Эрмитаже), "Моисея, найденного дочерью фараона на Ниле" и "Распятие". 4) Франсуаза С. (1638—91) и 5) Антуанетта С. (1641—76), сестры предыдущей, также владели весьма искусно гравировальными иглою и резцом. Первою из них исполнены, между прочим, 66 античных орнаментов и 56 изображений ваз по рисункам Жака С.; между многочисленными гравюрами второй особенно замечательны "Ромул и Рем", с картины Антуана С., и "Вступление имп. Сигизмунда в Мантую", в 25 частях, с Дж. Романо.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна