Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Роман (франц. roman, нем. Roman), разновидность эпоса как рода литературы, один из больших по объёму эпических жанров, который имеет содержательные отличия от другого такого же жанра — национально-исторической (героической) эпопеи, активно развивается в западноевропейских литературах с эпохи Возрождения, а в новое время получает господствующую значение в мировой литературе. Сначала Р. называли повествовательные произведения, созданные на каком-либо романском языке, в отличие от других, написанных на латыни — литературном языке средневековья. Позднее, когда появились английский и немецкий Р., старое значение термина забылось, и он получил современное значение, но в разных странах неодинаковое. Так, в Англии Р. (romances) называют только те из них, в которых изображаются необычайные приключения, а социально-бытовые Р. называются novels. Преобладающая форма Р. — прозаическая, но издавна создаются и Р. в стихах.< /p>

  В отличие от эпопеи с её интересом к становлению общества — к событиям и положительным героям национально-историческое значения, Р. проявляет интерес к становлению социального характера отдельной личности в её собственной жизни и в её внешних и внутренних столкновениях со средой. Как новый жанр Р. исторически возникает и развивается тогда, когда в феодальном обществе с его строгой системой авторитарных норм — религиозных, сословных, корпоративных — начинают складываться условия для моральной свободы отдельной личности, для развития её самосознания и самоутверждения, для идейно-нравственного отрицания ею старых общезначимых норм. Процесс быстрого развития личного начала, происходивший в сознании разных слоев общества, был важен не только для появления в самой жизни новых типов людей, действующих в своих интересах, но и для формирования нового, «гуманистического» миросозерцания.

  В Европе несколько Р. было создано ещё в позднюю пору (1—4 вв.) жизни античного общества (так называемый античный любовный Р., например «Эфиопика» Гелиодора), но настоящее развитие Р. началось только на подступах к западноевропейскому Возрождению, прежде всего — во французской литературе

12 в., откликавшейся на возникновение нового, «куртуазного» идеала — устремлённости рыцаря к утончённым нравственно-эстетическим переживаниям, которые особенно сильно проявлялись в любви к «прекрасной даме», избраннице сердца, и были ярким выражением «личностного начала», дотоле ещё не развитого в жизни рыцарства (см. Куртуазная литература). Это привело к созданию многочисленных рыцарских романов (стихотворных и прозаических), в которых герой-рыцарь совершал невероятные, подчас фантастические подвиги не во имя родины, родового или вассального долга, как в героическом эпосе, а ради собственной славы и преданности своей возлюбленной.

  Позднее, с 16—17 вв., «романические» интересы стали возникать у писателей из демократических слоев общества; сначала в испанской, а затем в древних западноевропейских литературах появились приключенческие Р., главными героями которых были активные выходцы из социальных низов; благодаря напористости, изворотливости, плутовству, испытывая то удачи, то поражения, они втирались в высшие слои уже клонившегося к упадку феодального общества, добиваясь там высокого положения. В лучших из таких авантюрно-плутовских Р. (например, «Похождения Жиль Блаза» А. Р. Лесажа) писатели по ходу приключений героя давали широкие картины нравов различных социальных слоев.

  Оба вида Р. имели нечто общее в построении сюжетов. Приключения рыцарей или «плутов» заключались в их столкновениях с различными, часто случайными опасностями в разных местах; сюжет произведения был лишён «единства действия» и строился как цепочка эпизодов, связанных между собой только единством главного героя и временной последовательностью. А по своеобразию художественного мышления тех времён герой обычно выходил невредимым из самых страшных столкновений, и конечная развязка конфликтов обычно была благополучной.

  Ещё в начале 17 в. (закат Возрождения) было создано приключенческое произведение, объединившее мотивы плутовского, пасторального и рыцарского Р., — «Дон Кихот» Сервантеса. Возникнув из стремления пародировать эпигонов рыцарского Р., оно претворилось в великий Р., предваривший историю европейской романистики нового времени, благодаря, в частности, не умирающей и в последующие века «донкихотской ситуации» (противостояние субъективно героической человеческой натуры и прозы жизни).

  Приключенческий Р. разных видов возника л и развивался в ту историческую эпоху, когда в обществе ещё не созрели социальные силы, которые могли бы идеологически противостоять его старым устоям. Когда же — на подступах к буржуазным революциям — такие идейные антагонизмы стали возникать, они сказались на дальнейшем развитии жанра. Тогда писатели с разными общественными идеалами стали интересоваться таким становлением характеров отдельных личностей, которое возникало и развивалось в их внутренних, идейных противоречиях с обществом. Тогда на смену приключенческому Р. постепенно пришёл Р., в сюжете которого развивался единый конфликт — или между главными героями, занимающими разные жизненные позиции, или между героем и окружающей его социальной средой.

  Первыми авторами Р. нового типа были английские и французские сентименталисты середины 18 в. Так, в «Юлии, или Новой Элоизе» (1761) Ж. Ж. Руссо весь сюжет построен на одном конфликте: чувствительная любовь аристократки Юлии и бедного учителя Сен-Пре раскрывает не только глубину их переживаний, но и их внутренний протест против бездушных моральных норм и нравов господствующего дворянского сословия. В 19 в. все крупные романисты, одни сразу (О. Бальзак, Стендаль), другие постепенно (В. Скотт, Ч. Диккенс), усвоили эту новую форму Р., соответствующую его новому содержанию, и она стала господствующей.

  В России приключенческие Р. возникли в безымянной литературе конца 17 — начале 18 вв. («Повесть о Василии Кориотском» и др.), а затем создавались низовыми демократическими писателями вплоть до «пушкинской» эпохи (М. Д. Чулков, А. Е. Измайлов и др.). Первым русским Р. нового типа был «Евгений Онегин» А. С. Пушкина; на его традицию опирались многие романисты 19 в.

(М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др.).

  Р. нового типа, основанные на более принципиальных идейных позициях авторов, а часто и героев, отличались развитием проблематики и вширь и вглубь. Показывая становление характеров героев в сложных конфликтных взаимодействиях, многие авторы прослеживали и формирование, и изменение этих характеров в определённых национально-исторических условиях и потому охватывали повествованием очень широкие сферы общественной жизни изображаемых эпох и стран — их гражданские, духовные, бытовые отношения и нравы («Евгений Онегин» Пушкина, «Отец Горио» Бальзака, «Тяжёлые времена» Диккенса). Такие Р. нередко бывали разветвленными, многолинейными по сюжету и монументальными по объёму («Утраченные иллюзии» Бальзака, «Холодный дом» Диккенса, «Анна Каренина»

 Л. Н. Толстого, «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского), а иногда даже объединялись в циклы (в «Человеческой комедии» Бальзака, «Ругон-Маккарах» Э. Золя). А вместе с тем авторы таких Р. проявляли ту или иную степень историзма художественного мышления и на этой основе приходили (часто стихийно) к раскрытию обусловленности изображаемых характеров обстоятельствами общественной жизни. Тем самым они приходили к реализму, вскрывавшему глубокие противоречия социальной жизни, к реал изму критическому, обычно приводившему даже тех героев, позициям которых сочувствовал автор, к неудачам и поражениям. И Р. эти были по преимуществу драматичными или даже трагичными в своих конфликтах и особенно в развязках («Герой нашего времени» Лермонтова, «Мадам Бовари» Г. Флобера, «Идиот» Достоевского). Некоторые романисты, обладавшие очень активными нравственными идеалами (Толстой, Достоевский), глубоко раскрыли духовную и психологическую противоречивость сущности человека. 19 в. стал классической стадией развития жанра.

  В 20 в. традицию социально-бытового, нередко вместе с тем и психологического Р. «критического» реализма продолжают многие писатели (Дж. Голсуорси, А. Франс, Р. Роллан, Р. Тагор, Т. Манн, А. Моравиа, Г. Грин, Э. Хемингуэй, Г. Белль, У. Фолкнер и др.). В то же время в развитии жанра наметились две новые и противоположные тенденции. С одной стороны, кризис идеологического сознания буржуазного общества проявился в утере ориентации на объективные процессы и закономерности общественно й жизни, в резком усилении субъективности и индивидуалистичности миросозерцания. Захваченные им романисты отходили от реализма и сосредоточивались на субъективном «потоке сознания» героев, на анализе их эмоциональных впечатлений от жизни, не пронизанном общей идейной концепцией и часто переходящем в психологический «натурализм». Так возник в мировой литературе 20 в. модернистский Р. (А. Белый, М. Пруст, Дж. Джойс, Ф. Кафка и др.; см. также «Новый роман»).

  С другой стороны, в России, затем в СССР и позже в других странах в их социалистических литературах, выражающих революционное конкретно-историческое миропонимание, создавались Р., продолжавшие демократические традиции реализма 19 в. Они изображали процесс усвоения нового мировоззрения гражданско-активной частью рабоче-крестьянских масс и демократической интеллигенции и вместе с тем процесс их участия в революци онном движении, в гражданской борьбе, в строительстве и защите нового общества. В основном это — Р. на темы борьбы и труда, социально-политические по своей проблематике и конфликтам, героические или романтико-героические по своему пафосу, критически утверждающие жизнь, созданные на основе принципов социалистического реализма. В собственно жанровом плане они заключают в себе новое свойство: в них, как и в Р. 19 в., характеры осознаются в их развитии, но развитие это происходит на основе действенного участия героев в революционном становлении нового общества. Такие Р. бывают и не очень велики по сюжетному объёму («Мать» М. Горького, «Разгром» А. А. Фадеева, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского), но часто в связи с особенностями своего содержания достигают монументальных масштабов сюжетного развития, являются романами-эпопеями нового типа. В многонациональной советской литературе роман-эпопею представляют такие произведения, как «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Кровь людская — не водица» М. А. Стельмаха, «Просвет в тучах» А. М. Упита, «Путь Абая» М. Ауэзова и др.; в зарубежных социалистических литературах — «Мёртвые остаются молодыми» А. Зегерс, «Коммунисты» Л. Арагона, «Хвала и слава» Я. Ивашкевича.

 

  Лит.: Веселовский А. Н., История или теория романа?, Избр. статьи, Л., 1939; Грифцов Б. А., Теория романа, М., 1927; Фокс Р., Роман и народ, пер. с англ., М., 1960; Деке П., Семь веков романа, пер. с франц., М., 1962; Кожинов В. В., Происхождение романа, М., 1963; Мотылева Т. Л., Зарубежный роман сегодня, М., 1966; Левидова И., Роман — в центре споров, «Вопросы литературы», 1967, № 5; Бахтин М. М., Эпос и роман, «Вопросы литературы», 1970, № 1; Поспелов Г. Н., Романические жанры в эпосе, в его кн.: Проблемы исторического развития литературы, М., 1972; Судьбы романа, Сб. ст., М,, 1975; Kayser W., Entstehung und Krise des modernen Romans, Darmstadt, 1965; Stevick Ph ., The theory of novel, N. Y., 1967; Bourneuf R., Ouellet R., L'univers du roman, P., 1972; Hilliebrand B., Theorie des Romans, Bd 1—2, Münch., 1972 (лит.).

  Г. Н. Поспелов.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна