Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Роден (Rodin) Рене Франсуа Огюст (12.11.1840, Париж, — 17.11.1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор. Сын мелкого чиновника. Учился в Париже в Школе рисования и математики (в 1854—57) и у А. Л. Бари в Музее естественной истории (1864). В 1864—71 работал в мастерской А. Карье-Беллёза. Выполнял модели мелкой декоративной пластики (в том числе для фарфора Севрской национальной мануфактуры). В 1871—77 оформил монументально-декоративной скульптурой ряд зданий Брюсселя. В 1875 посетил Италию, где увлекся искусством Микеланджело, Донателло и Л. Гиберти. С 1877 изучал памятники французской готики. Зрелым мастерством отмечены уже ранние работы Р. (например, голова «Человека со сломанным носом», 1864). Статуе «Бронзовый век» (1877), олицетворяющей пробуждение человечества, его смятение перед грядущим, и проникнутой пафосом пророчества статуе «Проповедующий Иоанн-Креститель» (1879) в полной мере присущи характерные для Р. в дальнейшем смелость образных и пластических искан ий, философская глубина замысла, острая жизненность в передаче сложного движения и энергичная моделировка объёмов. В 1884—88 Р. создал для г. Кале группу «Граждане Кале» (бронза, установлена в 1895), изображающую жителей Кале, которые жертвуют собой ради спасения родного города (во время его осады английским королём в середине 14в.). Драматическое звучание всей сцены в целом, её противоречивая эмоциональная атмосфера, ощущение духовной напряжённости героев, лаконичная и в то же время глубокая характеристика каждого из них рождаются благодаря беспокойному дробному ритму композиции, резким контрастам статичных фигур и фигур, полных динамики, противопоставлению весомости масс экспрессии поз и жестов. С 1880 и до конца жизни Р. работал над большой горельефной композицией «Врата ада», навеянной «Божественной комедией» Данте, мотивами античной мифологии, библейских легенд, поэзии Ф. Вийона и современной Р. поэзии и символически воплощавшей мир человеческих страстей.

  Отдельные темы этой композиции Р. разраб атывал в виде самостоятельных произведений; таковы остро гротескная фигура «Та, которая была прекрасной Ольмьер» (1885), пронизанная тонкой поэзией группа «Поцелуй» (1886), исполненная внутренней мощи и духовного величия статуя «Мыслитель» (1888). С середины 1880-х гг. в творчестве Р. всё более нарастает тяготение к усложнённым символическим образам, к выявлению полярных, крайних человеческих эмоций — от ясной гармонии с миром, от мягкого лиризма до полного отчаяния и мрачной сосредоточенности. Постепенно меняется и манера Р.: его произведения приобретают нарочито эскизный, как бы незаконченный характер, всё контрастнее становится игра света и тени, а моделировка форм, иногда текучих,— подчёркнуто живописной. Это позволяет Р., одному из основоположников импрессионизма в скульптуре, передать впечатление медленного, порой мучительного рождения форм из стихийной, аморфной материи силой «духовного порыва». В отличие от импрессионистов-живописцев Р. вс егда склонялся к такому «метафизическому» пониманию художественного творчества, к вневременным, общечеловеческим сюжетам; вместе с тем он всегда сохранял известную определённость форм и придавал особенное значение их фактурной осязаемости как важному средству заострения образа. Всё же утрата чувства монументальности отличает такие работы Р., как памятники В. Гюго (мрамор, 1886—1900) и О. Бальзаку (бронза, 1893—97; установлен в 1939) в Париже, проект «Башни труда» (гипсовая модель, 1899). В то же время Р. продолжал создавать портретные бюсты, отличающиеся остротой и цельностью передачи характера человека, его внутреннего мира (бюсты: Ж. Далу, 1883, А. Рошфора, 1897). Особую художественную ценность представляют динамичные и лёгкие по исполнению рисунки и офорты Р. Варианты всех названных скульптурных произведений Р. (в гипсе, бронзе, мраморе) находятся в Музее Р. в Париже, а также во многих других музеях мира.

  Творчество Р. составило эпоху в истории скульптуры; сохраняя верность романтической традиции, безусловно принадлежа реализму (особенно психологически проникновенными портретами), соотносясь с импрессионизмом и символизмом, оно дало импульсы творческим исканиям различных по направленности мастеров скульптуры 20 в., учеников Р. Среди них: А. Бурдель, А. Майель, Ш. Деспьо, А. С. Голубкина.

 

  Лит.: Терновец Б., Роден, Л., 1936; Роден. Сб. ст. о творчестве, пер. с нем. и франц., М., 1960; Вейс Д., Огюст Роден, М., 1969; Goldscheider С., Rodin, v. [1—2], P., [1964].

 


О. Роден. «Вечная весна». 1897. Мрамор. Эрмитаж. Ленинград.


О. Роден. Статуя О. де Бальзака. 1897. Гипс. Музей О. Родена, Париж.


< img border="0" src="../img2_1/encyclopediyaRU-234251307.jpg">

О. Роден. «Бронзовый век». 1876. Бронза. Музей О. Родена, Париж.


О. Роден.


О. Роден. Этюд для группы «Граждане Кале». 1884. Бронза. Музей О. Родена, Париж.


О. Роден. «Уголино». 1882. Бронза. Музей О. Родена, Париж.


О. Роден. «Три тени» (из композиции «Врата ада»). Бронза. Музей О. Родена, Париж.


О. Роден. Портрет П. Ж. Эймара. 1863. Бронза. Музей О. Родена, Париж.


О. Роден. «Мыслитель». 1880—1900. Бронза. Музей О. Родена, Париж.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна