Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Автопортрет, портрет художника, выполненный им самим (большей частью при помощи одного или нескольких зеркал). В А. художник непосредственно выражает своё самосознание, оценку собственной личности, свои творческие принципы; во многих А. с большой остротой воплощено единство личных и общественных начал — ощущение художником причастности своей судьбы к судьбам поколений и классов, к взлётам и упадкам искусства. Нередко, однако, художник изображает себя лишь в качестве наиболее доступной модели для различных художественных поисков, экспериментов. Изображение себя художником известно уже в античном (Фидий) и средневековом (скульпторы 14 в. — новгородец Аврам и П. Парлерж в Чехии) искусстве. Живописцы итальянского Раннего Возрождения (Мазаччо, Доменико Гирландайо, Боттичелли) часто вводили свои изображения в сюжетные религиозные композиции. Как разновидность портретного жанра А. сложился в 16 в.: в искусстве Высок ого Возрождения (Рафаэль, А. Дюрер) он выражает возросшее общественное значение художника, его самоутверждение, в искусстве маньеризма — замкнутость, неустойчивость внутреннего мира мастера, порожденную кризисом ренессансных идеалов; наконец, крупнейшие живописцы Позднего Возрождения (Тициан, Тинторетто) раскрывают зрителю драматическую судьбу творческой личности, отстаивающей свою духовную независимость. Эта психологическая напряжённость находит развитие в А.-исповеди 17 в., где нередко раскрываются социальный облик художника, его отношение к миру и обществу, его полная достоинства позиция борца за свои убеждения (Н. Пуссен, П. П. Рубенс и особенно Рембрандт, автор беспримерной по многообразию и психологической глубине серии А.). А. 18 в. (Ж. Б. Шарден, Дж. Рейнолдс, Ф. И. Шубин) большей частью переносят художника в интимную рабочую или семейную обстановку, подчёркивая интеллектуальные усилия творчества, зоркость анализирующего взгляда. Крупные х удожники 19 в. (Ж. Л. Давид, О. Рунге, О. А. Кипренский, Г. Курбе, И. Н. Крамской) не только утверждают ценность творческой личности и её богатой духовной жизни, но и видят в себе олицетворение типичных устремлений своего поколения, своей социальной группы. На рубеже 19 и 20 вв. А. часто избираются для выражения личного мироощущения, собственной живописно-пластической концепции мастера (П. Сезанн), его внутренней духовной экспрессии (В. ван Гог, М. А. Врубель). В прогрессивном реалистическом искусстве 20 в. (К. Кольвиц, Д. Ривера, Р. Гуттузо), и в том числе в советском искусстве (С. Т. Коненков, М. С. Сарьян, П. П. Кончаловский), лучшие А. выражают единство личного и общенародного, осознание художником своего общественного назначения.

 

  Лит.: Gesser М., Das Selbstbildnis, Z., 1961.


Тициан.1550-е гг. Картинная галерея Берлин-Далем.


А. Дюрер. 1498. Прадо. Мадрид.


Г. Г. Ряжский. 1928. Русский музей. Ленинград.


Дж. Рейнольдс. 1753 — 54. Национальная портретная галерея. Лондон.


И. Н. Крамской. 1867. Третьяковская галерея. Москва.


С. Боттичелли. «Поклонение волхвов». Фрагмент картины с автопортретом художника. Ок. 147 6 — 77.Галерея Уффици. Флоренция.


Н. Пуссен. Национальная портретная галерея. Берлин.


О. А. Кипренский. Ок. 1809. Третьяковская галерея. Москва.


Автопортрет новгородского мастера Аврама на вратах Софийского собора в Новгороде. Бронза. Кон. 13 —нач. 14 вв.


Ж. Л. Давид. Автопортрет. Музей изобразительных искусств им. Пушкина. Москва.


М. С. Сарьян.«Автопортрет с палитрой». 1942. Картинная галерея Армении. Ереван.


В. Ван Гог. 1890. Лувр. Париж.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна