Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Райт (Wright) Франк Ллойд (8.6.1869, Ричленд-Сентер, штат Висконсин, — 9.4.1959, Тейлизин-Уэст, штат Аризона), американский архитектор, основатель и ведущий мастер школы органической архитектуры. Законченного профессионального образования не получил. Работал в Чикаго у архитектора Дж. Л. Силеби (с 1887) и Л. Салливена (с 1888), влияние которого на Р. было решающим. Однако уже в первых постройках Р. симметричные схемы учителя получают напряженно-экспрессивную романтическую трактовку (дом Чарнли в Чикаго, 1891). Романтические тенденции усиливаются у Р. после 1893, когда он начинает работать самостоятельно, и особенно с 1900 — в его серии «домов прерий». Среди них выделяются дом Уиллитса в Хайленд-Парке (штат Иллинойс, 1902) и дом Роби в Чикаго (1909), в которых Р. под влиянием японской архитектуры впервые осуществляет идею единой системы «перетекающих» внутренних пространств. Непрерывными горизонтальными полосами окон, террасами и лоджиями, свесами кровель интерьеры этих распластанных построек естественно связываются с окружающей средой. Органичное включение архитектурных форм в ландшафт сочетается у Р. с раскрытием специфических свойств строительных материалов и конструкций. Эти идеи находят отражение и в более крупных сооружениях Р. начала 20 в. (здание фирмы «Ларкин» в Буффало, 1905; отель «Импириал» в Токио, 1916—22, разобран в 1960-е гг.). Выставка проектов Р. в Берлине (1910) оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие европейской архитектуры; вместе с тем в США творчество Р. оставалось непризнанным вплоть до конца 30-х гг. В начале 20-х гг. Р. строит дома из бетонных блоков, ритмически членя их фасады с помощью многократного повтора стандартных элементов (дом Милларда в Пасадене, штат Калифорния, 1923). В 30-е гг. Р. становится лидером течения, противопоставляющего конформистским и техницистским тенденциям функц ионализма идею архитектуры — связующего звена между человеком и природой. Программное произведение Р. этого периода — дом Кауфмана («Дом над водопадом») в Бер-Ране (штат Пенсильвания, 1936) смело вынесенные консоли которого продолжают уступы скал над лесным ручьем. Опираясь на аналогии с природными формами, Р. создаёт «древоподобные» структуры высотных зданий с бетонными «стволами», вмещающими вертикальные коммуникации, и расходящимися от них «ветвями» — консольными перекрытиями (лаборатория в Рейсине, штат Висконсин, 1949; «Башня Прайса» в Бартлсвилле, штат Оклахома, 1956). В ряде сооружений 30—50-х гг. Р. стремится уйти от принципа прямоугольности и организует пространство на основе углов в 60° и 120°, круга и спирали («дом-соты» — дом Ханна в Пало-Альто, штат Калифорния, 1937). Завершение этой серии экспериментов — здание Музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект 1943—1946, строительство 1956—59), где главный объём сформирован спиральным пандусом, охватывающим перекрытый прозрачным куполом световой дворик, и где цельности внутреннего пространства отвечает непрерывность «текучей» формы ограждения. Воззрения Р. как теоретика дезурбанизма получают выражение в его проекте «Бродэйкр-сити» (1935), предлагающем полное растворение городской застройки в ландшафте.

  Творчество Р. образует прямую связь между поисками архитекторов конца 19 в. и достижениями мировой архитектуры середины 20 в. Сохраняя верность сентиментальной мечте о жизни среди природы и усматривая в принципах органической архитектуры возможности гуманизации человеческого существования, Р. был и одним из основоположников рационализма в современной архитектуре. В социально-философском плане гуманизм Р. сочетался с индивидуализмом (часто в духе Ф. Ницше), устремленным скорее к свободе личности от общества, чем к её свободе, обеспеченной обществом.

 

  Соч.: An organic architecture, the architecture of democracy, L., 1939; On architecture. Selected writings, N. Y., [1941]; An autobiography, N. Y., 1943: The future of architecture, N. Y., 1953; An American architecture, N. Y., 1955; A testament, N. Y., 1957; The living city, N. Y., 1958; в рус. пер. — Будущее архитектуры, М., 1960.

 

  Лит.: Гольдштейн А. Ф., Франк Ллойд Райт, М., 1973; Hitchcock Н. R., In the nature of materials, N. Y., 1942; Zevi B., Frank Lloyd Wright, 2 ed., Mil., 1954: Scully V. J., Frank Lloyd Wright, N. Y., [1960].


Ф. Л. Райт.


Органическая архитектура. Ф. Л. Райт. Дом Уиллитса в Хайленд-Парке (штат Иллинойс). 1902. План 1-го этажа (1 — подъезд и вестибюль; 2 — гостин ая; 3 — столовая; 4 — хозяйственные помещения).


Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке. 1956—59. Интерьер.


Дом Кауфмана («Дом над водопадом») в Бер-Ране (штат Пенсильвания). 1936. Интерьер.


Манхаттан, Музей Соломона Р. Гуггенхейма (1956—59, архитектор Ф. Л. Райт).


Ресторан в Чикаго. 1913—14. Не сохранился.


Ф. Л. Райт. Дом Уиллитса в Хайленд-Парке (штат Иллинойс, США). 1902.


«Башня Прайса» в Бартлсвилле (штат Оклахома). 1956.


Башня-лаборатория компании «Джонсон» в Рейсине (штат Висконсин). 1950.


Современная зарубежная архитектура. Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке (1956—59, архитектор Ф. Л. Райт), разрез.


Ф. Л. Райт. Дом Кауфмана («Дом над водопадом») в Бер-Ране. США. 1936.


Синагога в Филадельфии. 1959.


Дом Роби в Чикаго. 1909.


Дом Дж. Старджеса в Брентвуд-Хайтсе (штат Калифорния). 1938.


Магазин Морриса в Сан-Франциско. 1948. Интерьер.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна