Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Радиомаяк навигационный, радионавигационный маяк, передающая радиостанция, установленная в известном месте на земной поверхности или на движущемся объекте (например, самолёте-заправщике) и излучающая специальные радиосигналы, параметры которых связаны с направлением излучения. Принимая сигналы Р. на борту другого движущегося объекта (корабля, самолёта), можно определить направление на маяк (его пеленг). Р. относят к угломерным (азимутальным) радионавигационным устройствам (см. Радионавигация). В зависимости от того, ограничено или нет число направлений (курсов, зон), с которых может быть определён пеленг, различают Р. направленного и всенаправленного действия. Для пеленгации простейшего направленного Р. достаточно, как правило, иметь на самолёте или корабле обычный радиоприёмник с ненаправленной антенной. В зависимости от назначения Р. делят на мо рские и авиационные; существуют также Р., рассчитанные на одновременное обслуживание и морских, и воздушных объектов. В соответствии с методом радиотехнических измерений выделяют Р. 4 основных классов: амплитудные, фазовые, частотные и временные; наиболее распространены амплитудные Р., которые подразделяют на курсовые (зональные), пеленговые и маркерные.

  Курсовые Р. предназначены для задания определённых курсов в горизонтальной либо вертикальной плоскости. В первом случае Р. обычно создаёт курсы (зоны), позволяющие ориентироваться на маяк или от него и т. о. выдерживать правильное направление движения объекта. Курсовые Р., предназначенные для задания летательным аппаратам направления снижения в вертикальной плоскости (глиссады) и называют глиссадными, позволяют правильно выдерживать траекторию движения летательного аппарата при его планировании перед посадкой. Пеленговые Р. дают возможность определять пеленг на маяк путём сравнения положе ния вращающейся диаграммы направленности его излучения в момент отсчёта пеленга с известным её положением в др. момент времени. Маркерные Р. используются для обозначения (маркировки) пунктов, важных в навигационном отношении (например, контрольных пунктов при заходе самолётов на посадку и при подходе судов к порту, пунктов излома маршрутов или фарватеров и т.д.); обычно у таких Р. антенны — с узкой диаграммой направленности.

  Р., работающие в диапазонах километровых и более длинных волн, имеют дальность действия до 500 км. Они обеспечивают точность пеленгации их с борта объекта ~ 1—3° (по азимуту). Всенаправленные Р., работающие в диапазонах дециметровых и сантиметровых волн, имеют дальность действия, практически ограничиваемую прямой геометрической видимостью, и обеспечивают точность определения азимута до 0,1—0,25°.

  К навигационным Р. условно относят также передающие радиостанции с ненаправленным излучением и с отличительными для каждой из станций сигналами (позывными); они имею т навигационное назначение и получили название ненаправленных Р. Пеленгование ненаправленных Р. на объекте ведётся с помощью бортового радиопеленгатора. В авиации подобные Р. называют приводными радиостанциями. Кроме того, к ненаправленным Р. условно относят и другие радиостанции с ненаправленным излучением, имеющие различные для каждой станции опознавательные признаки (фиксированные радиочастоты, специальные позывные сигналы) и используемые наряду с их прямым назначением в навигационных целях: вещательные радиостанции, радиоакустические маяки, радиобуи, радиолокационные маяки, аварийные радиомаяки.

  М. М. Райчев.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна