Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Рени, Гвидо

(Reni, 1575—1642) — живописец болонской школы. 9-ти лет от роду поступил, в ученики к проживавшему в Италии фламандскому живописцу Денису Кальварту; перейдя затем в школу Людовика Карраччи, из неё перешел, с целью усвоить себе технику фресковой живописи, к Феррантини, а в 1596 г. отправился в Рим, где занялся основательным изучением произведений Рафаэля. Еще до приезда своего в этот город, Р. расписал фасад палаццо Цани, в Болонье, и исполнил для тамошней церкви Сан-Микеле-ин-боско образ "Св. Бенедикт в пустыне". В Риме им написаны по заказу кардинала Боргезе картина "Распятие св. Петра" (находится в Ватиканской галерее) и знаменитый плафон "Аврора" в палаццо Роспильози. По возвращении Р. на родину, из-под его кисти вышло "Избиение младенцев" (находится в болонской пинакотеке). Вскоре затем он снова отправился в Рим по вызову папы Павла V, поручившего ему расписать стены капеллы в квиринальском дворце сценами из жития Богородицы и заказавшего ему "Поклонение кресту" для церкви С.-Грегорио. Дальнейшие работы Р.: "Рай" для церкви С.-Доменико, "Вознесение" для церкви С.-Амброджио (в Болонье), "Распятие" для капуцинской церкви в Генуе (находится в болонской пинакотеке), "Собирание небесной манны" и др. фрески в равенском соборе. В 1622 г. Р. трудился над украшением капеллы св. Януария в Неаполе, но вскоре принужден был удалиться оттуда, спасаясь от преследований и мести со стороны завидовавших ему живописцев Ланфранко и Риберы. Под конец своей жизни он предался игре, страсть к которой мало-помалу погубила его талант.

В первую эпоху своей деятельности Р. примкнул к господствовавшему тогда в итальянской живописи натуралистическому направлению, причем, подобно другим ученикам Карраччи, подпал в сильной степени влиянию М.-А. да Караваджо. Натуралистическое стремление Р. особенно ярко выразилось в ватиканском "Распятии", по своей концепции и по типам фигур очень сходственном с изображениями пыток, обычными у итальянских художников того времени. К числу произведений Р. в том же роде относится, сверх "Избиения младенцев", о котором упомянуто выше, картина берлинского музея "Св. Антоний и Павел отшельники". В среднюю пору своей жизни, Р. старался передавать более теплое и нежное чувство и достигать красоты и грациозности, как, например, в "Авроре" палаццо Распильози. В последний период своего творчества он изображал типы чисто внешней женской красоты, причем придавал своим красавицам чересчур мягкие расплывчатые формы; колорит Р. прежде весьма свежий и яркий, в эту пору упадка его таланта сделался тусклым и бледным. Р. был учителем целого ряда живописцев, Лаури, Лолли, Динарелли, Элизабеты Сирани, Джесси, Сементи, Марескатти, Руджиери, Кантарини, Лафранко, Читтадини и многих др. Из его картин, кроме вышеупомянутых, наибольшей известностью пользуются: "Подвиги Геркулеса" (находится в луврском музее), "Се человек" (в дрезденской галерее), "Клеопатра" (в палаццо Питти, во Флоренции), собственный портрет (в капитолийском музее) и женский портрет (в мадридском музее). В Императорском Эрмитаже имеется 11 картин Р., из которых лучшими могут считаться: "Поклонение пастырей" (№ 182), "Поклонение волхвов" (№ 183), "Св. Семейство на пути в Египет" (№ 184), "Петр" (№ 186), "Отцы церкви, рассуждающие о бессемянном зачатии" (№ 187), "Св. Иероним" (№ 188), "Похищение Европы" (№ 189) и "Юность Богоматери" (№ 191). Р. известен также как гравер; им были исполнены, между прочим, эстампы "Богоматерь с Младенцем", по собственной картине, и "Св. Семейство", с картины Ан. Карраччи.

А. А. С—в.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна