Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Приметы

примеченные человеком, непонятные для него, но постоянные отношения между какими-нибудь часто повторяющимися явлениями или событиями в нравственном или физическом мире. Наблюдая эти явления, но не понимая отношения между причиной и следствием, человек выводит заключение о существовании какой-то связи между предыдущим и последующим и сохраняет в памяти плоды своих наблюдений; образовавшиеся таким образом П. более или менее верны, смотря по характеру наблюдений. Другая причина образования П. заключается в том, что предметам и явлениям, имеющим особое значение, приписывается таинственное, сверхъестественное влияние и действие; происходящий отсюда ряд П. основан уже не на непосредственном опыте и наблюдении, а есть следствие представлений, верований и носит название предрассудков. Между теми и другими П. существует, несмотря на различие по происхождению, самая тесная связь. Так как П. существуют уже много веков, возникли в различное время и подвергались многочисленным искажениям (отчасти вследствие преследований со стороны церкви), то в настоящее время весьма трудно, а иногда и невозможно определить, откуда возникла П.: из действительного наблюдения и опыта или из священного значения во времена язычества того предмета или явления, к которому она относится. Часто П. кажется не чем иным, как результатом наблюдений над явлениями природы, привычками животных и т. д. — а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ее породило не наблюдение, а верование. П. можно разделить на две группы: одни указывают на действительную или мнимую связь и постоянные отношения, существующие между различными явлениями природы; другие указывают на такую же связь между явлениями природы и событиями, большей частью случайными, в жизни человека и народа или же на отношения между событиями в жизни человеческой. П. первой группы являются главным образом результатом наблюдений над естественными явлениями и служат преимущественно для предсказания погоды; например лошади фыркают перед дождем; толкунцы толкутся перед вёдром; на молодом месяце рыба клюет; рыба не клюет перед дождем; кошка спит, закрыв рыло, — стужа будет и т. д. Впрочем, многие П., предсказывающие погоду, объясняются не опытом, а древними языческими верованиями. П. второй группы — все несомненно языческого происхождения или составлены под влиянием языческого мировоззрения. В них сохранилось многое, что уже истреблено в поверьях, сказаниях, обрядах, обычаях и других преданиях незапамятной старины. П. обставляют жизнь подробным кодексом условий и верно передают картину младенческого состояния человека, когда он беспрекословно подчинялся окружающему его миру и приписывал каждому явлению и предмету жизнь и произвольность. Так, в П. играет роль ночь, как царство тьмы, злых и враждебных духов, в противоположность дню, как царству света, жизни: солнышко закатилось — не бросай сор на улицу, пробросаешься; не гляди в окно до утренней зори — грешно. Дню и ночи соответствовали лето и зима, тепло и стужа; утопленник — к стуже; где ласточки гнездятся (провозвестницы весны) — счастливое место; если филин (ночная птица) сядет на крышу дома и станет кричать — приключится смерть одному из домашних. Благоприятное знаменование правого и неблагоприятное левого также часто встречаются в П.: если правая ладонь чешется — деньги получать, если левая — отдавать; если звенит в правом ухе — тепло будет, если в левом — стужа; увидеть народившийся месяц с правой стороны — будет неожиданное счастье (последняя П., судя по многим признакам, принадлежит к остаткам глубокой древности). Так как огонь и очаг имели священное значение, то и о них есть много П.; погас огонь нечаянно — нечаянный гость будет; не клади дрова в печь востриками — ссора будет; полено упало — чужие гости будут; развалились в печи дрова — гости будут; не бей человека лучиной — чахотка будет; когда печется хлеб — не садись на печь, хлеб неудачен будет. Черные тараканы, любящие тепло и потому живущие в особенности около печки (отсюда: таракан запечный), именно вследствие этого слывут в народе вестниками счастья: в доме много черных тараканов — к богатству; убивать их не следует. Важное значение в язычестве имело жилье и все, что к нему принадлежало; это доказывают множество П. Не стучи ключами — ссора будет; не шагай через коромысло — судороги потянут; не клади пряжу на стол — сорок грехов наживешь (прялка — непременный атрибут ведьмы). Обед также имел религиозное значение, отсюда П.: перекрестившись после стола, не садись опять есть — крестники умрут; не выходи из-за стола в другую сторону — заблудишься; не оставляй на столе нож — лукавый зарежет; ложкой в край чашки не стучи — ссора будет. Известны П., сопряженные с порогом (см.). Особенное значение имело метение: не мети вдруг везде — разойдется богатство; мети избу чище — попадется хороший жених. Еще большее значение имеют для П. живые существа, главным образом принадлежащие к дому, живущие во дворе. Так, например, приметы про кошку: когда кошка чихнула, скажи здравствуй — зубы не заболят; кошка загребает лапами — гости будут. Про собаку: не пихай собаку — судороги потянут; собака лает перед домом книзу — покойник будет, кверху — пожар будет. Петух и курица играют важное значение в народных суевериях и в П.: кто крал кур, у того руки трясутся; солома пристанет к хвосту курицы — в доме покойник будет. Мышь уже у древних греков и римлян считалась пророческим животным: ей приписывали способность предсказывать погоду, а иногда и судьбы целого государства; появление белых мышей считалось счастливым предзнаменованием; древняя русская П. говорит, что мышь порты грызет — к худу; когда мышь вьет гнездо наверху копны вскоре после того, как она сложена, — будет холодная зима; если мыши сильно нападают на хлеб — будет голод. П. относительно зайца, который приносит несчастье, если перебежит дорогу — общераспространенная у славянских народов, немцев, французов и т. д. Крик птиц также имел значение П.: у греков и римлян истолкование зависело от места, которое занимала птица по отношению к наблюдателю, а также от силы и повторения крика. Ворон в особенности играет роль вещей птицы: вороний грай (полет с криком) с древнейших времен в России считается недобрым знаком; есть особые заговоры от вороньего грая. Во французских и английских народных П. ворон играет видную роль при предсказаниях погоды. Ср. Сахаров, "Сказания русского народа"; К. Кавелин, "Несколько слов о П." (в "Архиве историко-юридических сведений" Калачева); А. В. Смоленский, "Чувашские П. о погоде и влиянии ее на хозяйство" (Казань, 1895).








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна