Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Платон, митрополит (Левшин)

— митрополит Московский (1737—1812). Уроженец Московской губ., сын сельского причетника, он обучался в московской славяно-греко-латинской акад. и восполнил школьное образование чтением книг, особенно исторических. Языки латинский, греческий и французский он знал настолько, что на каждом из них мог объясняться совершенно свободно. Еще будучи учителем риторики в Троицкой семинарии, получил известность как проповедник. Приняв монашество, П. был назначен в 1761 г. ректором Троицкой семинарии. В 1763 г., когда Екатерина II посетила Троицко-Сергиеву лавру, П. обратил на себя ее внимание проповедью "О благочестии" и был ею избран в законоучители к наследнику престола. Успех его проповедей при дворе был так велик, что императрица однажды сказала: "от. П. делает из нас, что хочет: хочет, чтобы мы плакали — мы плачем". Искусно и твердо отстаивая свои религиозные убеждения среди придворных вольтерьянцев, П. умел ладить с окружающими, обнаруживая много такта и находчивости (см. П. Казанский, "Отношения митроп. П. к имп. Екатерине и Павлу I", в "Чтениях Моск. Общества истории и др.", 1875, III). В 1766 г. П. назначен архимандритом Троицкой лавры, в 1768 г. — членом синода, в 1770 г. — архиепископом тверским с оставлением в должности законоучителя наследника и его невесты, Наталии Алексеевны. С бракосочетанием наследника окончились его законоучительские обязанности, и он уехал в Тверь. В 1775 г. он был переведен на архиепископскую кафедру в Москве, где в продолжение 37 лет, по общим отзывам, являл собою истинный образец епархиального начальника. Его "Инструкция благочинным" надолго вошла в общее употребление; он уничтожил класс так назыв. "крестцовых" попов, улучшил во всех отношениях московскую акад. и семинарию, а также нравственный и материальный быт всего духовенства епархии. Описанию его деятельности посвящен весь III т. "Истории московского епархиального управления" Н. Розанова (М., 1870). Главные его труды: "Краткий катехизис для детей" (1 изд., 1776), "Начальное учение человеком, хотящим учиться книгам" (1 изд., 1776). "Катехизис в беседах, предложенных народу", "Катехизис для священнослужителей и церковнослужителей" (М., 1775), "Православное учение веры" 1 изд. 1765; переводы латинский, СПб., 1774; французский, 1776; немецкий, Лпц., 1770; английский, Эдинб., 1814; греческий, Вена, 1786). Эти сочинения до появления "Катехизисов" митроп. Филарета московского были единственными учебниками и курсами богословия на русск. яз. и имели значение символических книг првсл. црк., которого не утратили отчасти и доселе. Затем П. справедливо признается одним из первоклассных русских проповедников; известно до 500 его проповедей (см. исследование о нем как проповеднике А. Надежина в "Православном собеседнике", 1882—83). Его теоретические понятия о проповеди, изложенные в предисловии к собранию его проповедей, составляют одну из лучших страниц в русской гомилетике. Составленная П. "Краткая российская церковная история" (2 изд., 1822) — первый по времени в русской литературе систематический курс русской церковной истории. "Житие св. Сергия Радонежского" имело не менее 5 изданий. Когда в 1778 г. последовал указ синода о присылке летописей и других достопримечательностей из всех монастырей, исполнение этого дела поручено было П., и затем под его наблюдением изданы были московскою синодальною типографией списки летописей Архенгелогородский, Новгородский и Типографский. По его распоряжению был сохранен и приведен в порядок архив старой московской консистории. Письма П. (напр., к архиеп. Амвросию и Августину, напеч. в "Прав. обозрении"), полны интереса, как и его автобиография, доселе издаваемая с большими пропусками (об отношениях П. ко двору и придворным). Спрошенный о Новикове во время возбужденного о последнем дела, П. с благородною откровенностью отозвался, что желал бы побольше видеть таких христиан. П. принадлежит если не первоначальная идея, то первое осуществление так назыв. единоверия (см.). Составленные им инструкции для московских академии и семинарии, для вифанской семинарии, для толкователей Св. Писания, для преподавателя истории, для преподавателя каноники, для "старших" над учениками обнаруживают в П. выдающегося педагога. См. И. Снигирев, "Жизнь московского митрополита П." (М., 1857); А. Барсов, "Очерк жизни митрополита П." (М., 1891).

H. Б—в.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна