Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





«Наби», «набиды» (франц. Nabis — пророки, от древнеевр. наби — пророк), группа художников, существовавшая около 1890—1905 в Париже (П. Серюзье, М. Дени, К. Руссель и др., примкнувшие к ним позже П. Боннар, Э. Вюйяр, А. Майоль). Испытав влияние П. Гогена и понт-авенской школы, художники-«Н.» создали своеобразный вариант стиля «модерн». Для их творчества характерны близость к литературному символизму, главенство цветового начала, декоративная обобщённость форм, мягкая музыкальность ритмов, плоскостная стилизация мотивов французского народного искусства, японской гравюры и итальянских примитивов. Произведения Серюзье, Дени, Русселя присущи религиозно-мистического настроения; интимно-лирический строй образов отличает работы Боннара и Вюйяра. «Н.» обращались к монументальной живописи, графи ке, декоративно-прикладному искусству (эскизы для ковров, витражей, мебели).

 

  Лит.: Denis М., Théories. 1890—1910, P., 1920; Sérusier P., ABC de la peinture, P., 1950; Humbert A., Die Nabis und ihre Epoche, Dresd., 1967.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна