Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Многоосный автомобиль, автомобиль, имеющий число осей более двух. Многоосными чаще всего выполняются грузовые автомобили и тягачи, реже автобусы и троллейбусы. М. а. благодаря распределению общего веса на большее число осей имеют, как правило, большую грузоподъёмность и повышенную проходимость по сравнению с двухосными. Недостатки М. а. — их повышенная стоимость и большие расходы на эксплуатацию.

  Первая попытка создания М. а. относится к 1898; серийное производство началось в середине 1920-х гг. на заводе «Рено» (Франция). В СССР выпуск М. а. (ЯГ-10) грузоподъёмностью 8 т начал Ярославский автомобильный (ныне моторный) завод в 1932.

 

Краткая техническая характеристика многоосных автомобилей, выпускаемых в СССР

Показатели Mapка автомобиля
ЗИЛ-131 Урал-375Д КамАЗ КрАЗ-257 КрАЗ-255Б МАЗ-516A MA3-537A
Колёсная формула 6´6 6´6 6´4 6´4 6´6 6´2 8´8
Грузоподъёмность, т 3,5 4,5 8,0 12,0 7,5 14,5 15,0
Снаряженный вес, т 6,46 8,4 11,13 11,95 8,8 22,5
Мощность двигателя, квт (л. с.) 110(150) 132(180) 154(210) 176(240) 176(240) 132(180) 386(525)
Скорость, км/ч 80 75 80 70 70 85 60
Контрольный расход топлива, л/100 км 40 48 36 40 30 125

 

  В зависимости от числа колёс принято характеризовать автомобили т. н. колёсной формулой, где первая цифра указывает на общее число колёс, а вторая — на число ведущих колёс (считая сдвоенное колесо за одно). М. а. выполняются трёх- и четырёхосными, а в отдельных случаях и пятиосными. М. а. первой группы (четырёхосные, рис., а — е) выпускаются в сравнительно небольших количествах и применяются в основном для геологоразведочных работ, в строительстве, в войсковых подразделениях. М. а. второй группы (трёхосные, рис., ж — м) более распространены и применяются для магистральных перевозок грузов; к ним относятся междугородные и сочленённые городские автобусы.

  Машины повышенной проходимости (грузовые, специальные автомобили, тягачи, бронетранспортёры) выполняются со всеми ведущими колёсами. Краткие технические характеристики М. а., выпускаемых в СССР, приведены в табл.

  Развитие конструкций М. а. повышенной проходимости осуществляется за счёт создания сочленённых автомобилей с числом осей от 3 до 6; в дорожных М. а. намечается тенденция к более широкому использованию схем, показанных на рис., д, к и л (для грузовых автомобилей) и рис., к и м (для автобусов).

 

  Лит.: Колесные автомобили высокой проходимости, М., 1967; Селиванов И. И., Автомобили и транспортные гусеничные машины высокой проходимости, М., 1967; Краткий автомобильный справочник, 6 изд., М., 1971.

  Л. М. Шугуров.


Схемы многоосных автомобилей (ведущие колёса выделены чёрным цветом): а — МАЗ-537А (СССР), Татра-813 (ЧССР); б — БТР-60П (СССР), ДАФ (Нидерланды); в — Панар-ЭБР (Франция); г — АЕК-Маммут (Великобритания); д — Скэммель-Самсон (Великобритания); е — СВАРЗ (СССР); ж — ЗИЛ-131 и Урал-375 (СССР); э — Альвис (Великобритания); и — КрАЗ-257 (СССР); к — Бюссинг-Суперкарго (ФРГ), ФИАТ-590НА (Италия); л — МАЗ-516 (СССР); м — Икарус-180 (ВНР), Шкода-ШМ 16,5 (ЧССР).








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна