Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Машиностроительные монополии капиталистических стран (общее машиностроение). В отраслях общего машиностроения основных промышленно развитых капиталистических стран (металлообрабатывающее, металлургическое, энергетическое, подъёмно-транспортное, строительное, дорожное, сельскохозяйственное, химическое, нефтяное, насосно-компрессорное, холодильное, целлюлозно-бумажное, текстильное, кожевенное, пищевое, полиграфическое оборудование и др.) имеется ряд крупных компаний (см. таблицу).

Крупнейшие монополии общего машиностроения
капиталистического мира (1972, млн. долларов)1

  Год основания Оборот по продаже Активы Собственный капитал Число занятых (тысяч человек)
«Хитати» (Япония) 1910 4354 6272 1576 151
 «Мицубиси хэви индас трис» (Япония) 1870 3981 7264 663 111
«Интернэшонал харвестер» (США) 1902 3493 2574 1198 100
«Катерпиллар трактор» (США) 1925 2602 1912 1160 67
«Гутехоффнунгсхютте» (ФРГ) 1873 2329 1873 191 90
«Зингер» (США) 1873 2218 1609 763 117
«Броун, Бовери» (Швейцария) 1891 1776 2247 194 92
«Дир энд Ко» (США) 1911 1500 1554 800 45
«Масси-Фергюсон» (Канада) 1847 1190 1057 444 46
«Комбасчен инджиниринг» (США) 1910 1180 740 29 5 35
«СКФ» (Швеция) 1907 1048 1357 550 65
«Аллис-Чалмерс» (США) 1901 960 835 390 28
«Бабкок энд Уилкокс» (США) 1881 956 717 317 34
«Студебекер-Уортингтон»2 (США) 1967 879 876 302 27
«Зульцер» (Швейцария) 1834 764 1074 569 37
«Шнейдер» (Франция) 1836 554 125 209 55

1 Расположены по размеру оборота  по продаже в убывающем порядке.

2 Образована слиянием «Уортингтон» (основана в 1916) и «Студебекер» (основана в 1903).

 

  В металлургическом машиностроении ведущее положение занимают 4 монополии США (на кот орые в 1971 приходилось примерно 85 % общего производства металлургического оборудования в стране), 5 компаний ФРГ и по 3 Великобритании, Франции и Японии, 2 из которых — «Мицубиси хэви индастрис» (Mitsubishi Heavy Industries) и «Хитати» (Hitachi) сильно диверсифицированы, являясь одновременно судостроительными компаниями, а также изготовителями энергетического и другого оборудования и транспортных средств.

  Основными поставщиками энергетического оборудования являются две швейцарские фирмы — «Броун, Бовери» (Brown, Boveri) (выпускающая также электротехническое оборудование), дизелестроительная «Зульцер» (Sulzer) и французский концерн «Шнейдер» (Schneider).

  Главную роль на рынке атомных реакторов занимают 4 американские монополии, а также 12 компаний других стран — ФРГ, Великобритании, Франции, Италии, Японии (по две), Швеции и Канады (по одной). В США их основными изготовителями являются электротехнические монополии — «Дженерал электрик» (General Electric), «Вестингауз электрик» (Westinghouse Electric) (в 1970 на их долю приходилось соответственно 39 % и 29 % всех произведённых в США реакторных установок), «Комбасчен инджиниринг» (Combustion Engineering) (20 %), выпускающая, кроме того, металлургическое, нефтеперерабатывающее, подъёмно-транспортное и холодильное оборудование, и «Бабкок энд Уилкокс» (Babcock and Wilcox) (12 %), производящая также энергетическое, насосно-компрессорное и химическое оборудование. В ФРГ — «Гутехоффнунгсхютте» (Gutehoffnungshütte) и «Крафтверке унион» (Kraftwerke Union) и т. д.

  В тракторостроении основных капиталистических стран господствует также небольшое число монополий. В США 75 % производства тракторов в 1971 приходилось на 8 компаний — «Интернэшонал харвестер» (International Harvester), «Катерпиллар трактор» (Caterpillar Tractor), «Дир энд Ко» (Deere and Со), «Аллис-Чалмерс» (Allis-Chalmers ), автомобильную — «Форд» (Ford) и др. В Великобритании их производство сосредоточено в основном у 6 фирм, причём на долю двух из них — английского отделения «Мас си-Фергюсон» (Massey-Ferguson) и филиала «Форда» приходится примерно 75 % общего выпуска тракторов в стране. Во Франции 4 компании производят около 90 %, в ФРГ 6 фирм — более 60 % и в Италии 4 компании — примерно 80 % всей продукции тракторостроения этих стран. В производстве подшипников ведущее место занимает шведская фирма СКФ (SKF) (около 25 % выпуска капиталистического мира).

  Уровень монополизации в ряде отраслей общего машиностроения не высок. Выпуском, например, станков и кузнечно-прессового оборудования заняты сотни компаний, из них небольшое число крупных. Так, в США, занимающих 1-е место среди капиталистических стран в производстве металлообрабатывающего оборудования, в 1970 только 3 фирмы входили в число 400 крупнейших американских монополий. В целом уровень концентрации производства, а также концентрации и централизации капитала в общем машиностроении ниже, чем в электротехническом и транспортном машиностроении.

  Для монополий (особенно американских) ряда отраслей общего машиностро ения (как и для электротехнического и транспортного машиностроения) характерен вывоз капитала — создание филиалов и дочерних предприятий как в промышленно развитых капиталистических государствах, так и в развивающихся странах. Наиболее широко монополии США проникли в тракторостроительную промышленность Западной Европы, а также ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки. Так, «Интернэшонал харвестер» имеет тракторостроительные заводы во Франции, ФРГ и Великобритании и более 20 предприятий по производству и сборке тракторов и сельскохозяйственных машин в развивающихся странах. У «Дир энд Ко» филиалы находятся в ФРГ, Франции и Швейцарии, а у «Аллис-Чалмерс» — в Италии и Бельгии. Международная канадско-англо-американская компания «Масси-Фергюсон», помимо крупных заводов в этих 3 странах, имеет филиалы в ФРГ, Франции и Италии и около 20 предприятий по сборке тракторов и сельскохозяйственных машин в развивающихся странах. В целом на долю 4 указанных тракторостроительных монополий, а также компании «Форд» (имеющей дочерние компании, выпускающие тракторы в Великобритании и Бельгии) вместе со всеми их заграничными филиалами и контролируемыми предприятиями приходится около 60 % мирового капиталистического производства колёсных тракторов.

  У крупнейшей американской компании по производству дорожно-строительного оборудования и гусеничных тракторов «Катерпиллар трактор» дочерние компании и филиалы находятся в 11 странах, где ею контролируются 17 предприятий. «Комбасчен инджиниринг» имеет отделения и филиалы в 8 странах Западной Европы, «Студебекер-Уортингтон» (Studebaker-Worthington), выпускающая насосно-компрессорное, энергетическое, химическое и холодильное оборудование, — в 7 странах, а известный поставщик бытовых, а также промышленных швейных машин, конторского и электронного оборудования американская компания «Зингер» (Singer) — в 10 странах Западной Европы и в ряде развивающихся стран.

  Монополии общего машиностроения значительную долю выпускаемой продукции поставляют на внешние рынки. Расширению экспор та продукции общего машиностроения, несмотря на обострение конкурентной борьбы, способствуют усиливающаяся специализация и научно-технический прогресс, ускоряющий моральный износ находящихся в эксплуатации машин и оборудования и приводящий к созданию нового и совершенствованию существующего оборудования. См. также Автомобильные монополии, Авиа- и ракетостроительные монополии, Картель международный, Электротехнические и электронные монополии.

  А. А. Змеев.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна