Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Массейс, Метсейс (Massys, Metsys) Квинтен [1465 или 1466, Лёвен(?), — 1530, Антверпен], нидерландский живописец. Вступил в антверпенскую гильдию художников в 1491. Испытал влияния Рогира ван дер Вейдена, Д. Баутса, А. Дюрера. В триптихах М., принёсших ему известность («Св. Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем», 1507—09, Музей старинного искусства, Брюссель; «Оплакивание Христа», 1508—11, Королевский музей изящных искусств, Антверпен), иератизм и некоторая плоскостность композиции сочетаются с живыми характеристиками персонажей и нарядным красочным строем. Некоторые произведения М. обнаруживают его знакомство с творчеством Леонардо да Винчи («Мадонна с младенцем», Национальный музей, Познань; острогротескны й «Портрет старика», 1513, Музей Жакмар-Андре, Париж). Тяготение к жизненно-реальному началу, порою вступающее в конфликт с позднеготическими тенденциями, приводит М. к созданию жанровых композиций с морализующим подтекстом («Меняла с женой», 1514, Лувр, Париж), а также портретов, отдельные из которых [парные портреты Эразма Роттердамского, 1517, Национальная галерея (Палаццо Корсини), Рим, и Петра Эгидия, 1517, Лонгфорд-касл, Англия] свидетельствуют о духовной близости мастера к гуманистическим кругам.

 

  Лит.: Boon К. G., Quinten Massys, Amst., 1957; Friedländer M., The early Netherlandish painting, v. 6 (Quinten Massys), Leyden — Brussels, 1971.

  Н. Н. Никулин.


К. Массейс. «Меняла с женой». 1514. Лувр. Париж.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна