Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Мао Цзэ-дун (родился 26.12.1893, деревня Шао-шань, уезд Сянтань, провинция Хунань), китайский политический и государственный деятель. Родился в зажиточной крестьянской семье. Окончил педагогическое училище в городе Чанша (1918). В 1918—19 работал в библиотеке Пекинского университета. В эти годы М. Ц.-д. одобрял многие положения анархизма. В 1920 примкнул к коммунистическим кружкам. В 1921 участвовал в работе 1-го съезда Коммунистической партии Китая (КПК). В 1923—25 и с 1928 член ЦК КПК. В 1927 в горном районе Цзинганшань (на стыке провинций Цзянси и Хунань) вместе с Чжу Дэ и другими деятелями КПК создал революционную опорную базу. В 1928 назначен политическим комиссаром 4-го корпуса Красной армии Китая, В 1931 на 1-м Всекитайском съезде представителей советских районов в Жуйцзине (провинция Цзянси) избран председателем ЦИК и Совнаркома Китайской советской республики. С 1933 член Политбюро ЦК КПК. Уже в этот период наблюдались факты, характери зовавшие националистические устремления М. Ц.-д.

  В 1934—36 был одним из руководителей перебазирования Красной армии Китая на Северо-Запад страны. В январе 1935 вошёл в состав Секретариата ЦК КПК. С этого времени руководство партией всё более сосредоточивалось в руках М. Ц.-д. и его сторонников. В борьбе за руководящее положение в партии выступал против деятелей КПК, отстаивавших пролетарско-интернационалистические взгляды. С 1943 М. Ц.-д. — председатель ЦК КПК. С образованием КНР (1949) М. Ц.-д. был избран председателем Центрального народного правительственного совета КНР и назначен председателем Народно-революционного военного совета КНР. В 1954 был избран председателем КНР и назначен председателем Государственного комитета обороны КНР (находился на этих постах до апреля 1959).

  Во 2-й половине 50-х годов возглавляемые М. Ц.-д. националистические элементы активизировали свою деятельность в руководстве компартии Китая. Это было не первое их выступление против интернационалистических сил КПК. В частности, в 1941—45 по инициативе М. Ц.-д. в КПК проводилось так называемое движение за упорядочение стиля работы партии («чжэн-фэн»), в ходе которого был нанесён удар по коммунистам, стоявшим на пролетарско-интернационалистических позициях, сторонникам линии Коминтерна и дружбы с КПСС. Это движение было направлено к тому, чтобы закрепить в партии руководящее положение М. Ц.-д. и его идейно-политических установок, получивших название «идеи М. Ц.-д.». В уставе КПК, принятом на её 7-м съезде (1945), было записано, что КПК «во всей своей работе руководствуется идеями Мао Цзэ-дуна». 8-й съезд КПК (1956) принял новый устав партии, который исключил положение об «идеях М. Ц.-д.» и провозгласил марксизм-ленинизм идеологической основой КПК. С 1957 М. Ц.-д. и его сторонники развернули борьбу за пересмотр и отмену решений 8-го съезда КПК. В 1958 М. Ц.-д. выдвинул авантюристический курс «трёх красных знамён» (новая «генеральная линия», «большой скачок», «нар. коммуна»), подорвавший плановые основы социалистического ст роительства в Китае и приведший народное хозяйство к кризису. В конце 1950-х — начале 1960-х годов провозгласил особый внешнеполитический курс КПК, характеризующийся великодержавным гегемонизмом, антисоветизмом, раскольнической линией в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении. Прикрываясь маской марксизма, усилил ревизию марксистско-ленинского учения с мелкобуржуазных, националистических и «лево»-сектантских позиций. Маоизм вызвал резкую критику со стороны подавляющего большинства коммунистических и рабочих партий (см. Маоизм). В 1966 по инициативе М. Ц.-д. была развёрнута так называемая культурная революция, которая по существу явилась новым этапом борьбы за упрочение единоличной власти М. Ц.-д., против сторонников пролетарско-интернационалистической линии. В принятом 9-м съездом КПК (1969) уставе «идеи Мао Цзэ-дуна» вновь провозглашены теоретической основой партии, а сам М. Ц.-д. объявлен пожизненным вождём КПК. 10-й съе зд КПК (1973) в новом уставе партии подтвердил, что основой руководящей идеологии КПК остаются «идеи Мао Цзэ-дуна». 1-й пленум ЦК КПК после 10-го съезда партии вновь переизбрал М. Ц.-д. председателем ЦК КПК.

  В. И. Елизаров.


Мао Цзэ-дун.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна