Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Мальбранш (Malebranche) Никола (6.8.1638, Париж, — 13.10.1715, там же), французский философ-идеалист, главный представитель окказионализма (наряду с А. Гейлинксом). В 1664 принял сан священника. Знакомство с «Трактатом о человеке» Р. Декарта пробудило в М. интерес к философии. М. стремился сочетать картезианство с августиновской традицией христианской философии (см. Августин). Основные сочинения — «Разыскания истины» (1674—75, русский перевод, т. 1—2, 1903—06).

  Исходя из абсолютного разграничения протяжённой материи и мыслящего духа, М. считает, что эти две субстанции не могут сами по себе воздействовать друг на друга в силу различия их природы. Такое в оздействие осуществляется в каждом случае лишь при участии божественной воли. М. различает четыре пути познания соответственно его объектам: через посредство самих вещей (познание бытия бога); через идеи вещей (познание материальных тел); через внутреннее чувство (познание собственной души); по аналогии (познание душ других людей и чистых духов). Ясное и отчётливое знание человек может иметь только о материальных телах, лишь в этой области применимы декартовские правила метода. Знания человека о своей душе, душах др. людей и о боге смутны и неопределенны — это область веры, а не разума, В понимании природы идей М. близок к платонизму. Созерцая идеи, человек видит их в боге. В противоположность Б. Спинозе, для М. не бог существует в мире, а мир в боге.

  В силу противоречивости философии М. её критиковали с разных сторон. Ж. Б. Боссюэ, Ф. Фенелон и другие упрекали М. в отходе от ортодоксального христианства, что явилось причиной внесения сочинений М. (как и сочинений Декарта) в «Индекс запрещенных книг». Идеализм М. был подвергнут критике с позиций сенсуализма и материализма в трудах Дж. Локка и французских просветителей 18 века; с позиций ортодоксального картезианства учение М. критиковал А. Арно.

 

  Соч.: CEeuvres completes, t. 1—20, P., 1958—68; в русском переводе — Беседа христианского философа с философом китайским, «Православный собеседник», Каз., 1914.

 

  Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 2, ч. 1, с. 141; Ершов М. Н., Проблема богопознания в философии Мальбранша, Каз., 1914; Olle-Laprune L., La philosophic de Malebranche, t. 1—2, P., 1870; Etudes sur Malebranche, P., 1938; Ducassé P., Malebranche. Sa vie, son oeuvre, 2 éd., P., 1947: Gueroult M., Malebranche, t. 1—3, P., 1955—59; R odis-Lewis G., N. Malebranche, P., 1963.

  В. Н. Кузнецов.


Н. Мальбранш.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна