Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Менгс

(Антон Рафаэль Mengs) — знаменитый немецкий живописец; род. 12 мая 1728 г., в Ауссиге, в Богемии. Вместе со своим отцом и учителем, дрезденским придворным живописцем Израэлем М., отправился в 1741 г. в Рим, где работал под родительским руководством и усердно изучал антики и произведения Микеланджело и Рафаэля. По возвращении своем в 1744 г. в Дрезден, получил от короля Августа III звание придворного живописца, но вскоре снова поехал в Рим. Там он написал несколько картин, встретивших общее одобрение, и пробыл до 1749 г. Явившись в этом году назад в Дрезден, был сделан первым королевским живописцем и получил заказ написать образ для главного алтаря католической придворной церкви в этом городе. Под предлогом удобнейшего исполнения этого заказа отправился в третий раз в Рим, откуда в 1761 г. был приглашен ко двору испанского короля Карла III. С этого времени жил и трудился то в Мадриде, то в Риме, в котором и умер 29 июня 1779 г.

Сблизившись с Винкельманом и проникшись его эстетическими принципами, М. стремился прежде всего к красоте форм и к соблюдению точных правил композиции, законов светотени и определенных приемов живописи масляными красками, фресковой живописи, акварели и пастели. Своей деятельностью в этом направлении составил себе громкую известность и оказал сильное влияние на развитие новейшей немецкой живописи. Но у него не было ни живой фантазии, ни глубины художественной мысли, ни внутренней теплоты, а потому его произведения, при всех своих внешних достоинствах, отзываются холодной рефлексией и оставляют нас равнодушными к ним. Вообще это был эклектик, пытавшийся соединить античную красоту с лучшими чертами творчества Рафаэля, Тициана и Корреджо. Среди его многочисленных произведений особенно характеристичны: "Вознесение Господне", вышеупомянутый алтарный образ в придворной католической церкви в Дрездене; фресковый плафон "Парнас" в казино виллы Альбано, близ Рима (1761), прославленный Винкельманом; аллегорическая живопись потолка и люнет в камере деи-Папири, в Ватиканском дворце; знаменитый "Амур " Дрезденской галереи (пастель); "Рождество Христово" в Мадридском музее; "Св. Иоанн Креститель в пустыне", картина Императорского Эрмитажа (который владеет еще семью картинами М., в том числе оконченным эскизом "Парнаса"). Произведения этого художника не составляют большой редкости: они имеются почти во всех европейских музеях и у многих частных владельцев; особенно богат ими Мадрид. Свои эстетические воззрения М. проповедовал не только кистью, но и пером; кроме нескольких небольших статей, им написаны три сочинения, долго пользовавшиеся уважением в кругу любителей искусства и художников, а именно: "Gedanken über die Schönheit und ü ber Geschmack in Malerei" (Цюрих, 1765), "Rifflessioni sopra i tre gran pittori, Raffaello, Tiziano e Corregio" и "Lezioni pratt iche di pittura, regole per i maestri affinchè insegnano bene la pittura, e per li dischepoli affinchè la imparano a dovere" (эти три сочинения, вместе с другими статьями М., появились на итальянском языке в сборнике "G. N. d'Azara, Opere di Ant. Raff. M." (Парма, 1788), выдержавшем еще два издания и явившемся также в немецком, французском и английском переводах.

Ср. J. E. W. M ü ller, "Historische Lobschrift auf R. A. Mengs" (Цюрих, 1781) и F. Reber, "R. Mengs" (в "Kunst und K ünstler des Mittelalters und der Neuzeit", I изд., 2 т., Лейпциг, 1878).

А. С—в.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна