Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Копты, египтяне, исповедующие христианство. Живут главным образом в городах АРЕ (Асьют, Ахмим, Каир и др.); небольшие общины К. имеются в Судане, Турции, Израиле, Иордании, Ираке, Кувейте и др. Общая численность К. свыше 2 млн. человек (середина 1960-х гг., оценка). Говорят на арабском языке (распространённый в прошлом коптский язык сохранился лишь как церковный). Основная масса К. принадлежит к коптской церкви монофиситского толка, имевшего широкое распространение в Египте с 5 в. до арабского завоевания (639—642). Мусульманские завоеватели различными админстративными и экономическими мерами добивались исламизации местного населения: земли монастырей передавали мечетям, немусульман облагали более высокими налогами (земельным и др.). В связи с этим христианство удержалось лишь среди части горожан, свободных от земельных налогов. Христианство К. приобрело некоторые черты ислама: они молятся, повернувшись к В., при входе в церковь снимают обувь, но остаются в головном уборе и т. д. Коптская церковь имеет свои храмы, монастыри, школы, возглавляется патриархом. У К. особый календарь с началом летосчисления от 29 августа 284. По роду занятий К. — служащие, ремесленники, торговцы, рабочие, незначительная часть — крестьяне.

  Г. Л. Шпажников.

  В 4—7 вв., до арабского завоевания, К. создали своеобразное искусство, впитавшее в себя культурное наследие Древнего Египта и античности. Архитектура представлена базиликами (в монастырях — Белом, Красном, Бауите), купольными гробницами (в Багауате), 2—4-этажными жилыми домами; изобразительное искусство — каменными и деревянными рельефами, росписями, миниатюрами, восковой живописью на досках; декоративно-прикладное искусство — резьбой по дереву и кости, высокохудожественными тканями. В искусстве К. реалистические образы 4 — начало 5 вв. — жанровые или заимствованные из эллинистической мифологии — сменяются в 5—6 вв. условными изображениями на христ ианские сюжеты; с конца 6 — начала 7 вв. широко распространяются мотивы ближневосточного искусства (в том числе сцены охоты на львов).

 

  Лит.: Бок В. Г., Материалы по археологии христианского Египта, СПБ, 1901; Матье М., Ляпунова К., Художественные ткани Коптского Египта, М.— Л., 1951; Коптские ткани. Собрание Гос. музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. Сост. вступит. ст. и каталог Р. Шуриновой, [Альбом], [Л., 1967]; Cramer М., Das christlich-koptische Ägypten einst undheute. Eine Orientierung, Wiesbaden, 1959.

  Р. Д. Шуринова.


Копты. Искусство. Ткань с изображением бога Нила. 4 в. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.


Копты. Искусство. Рельеф с изображением бога Гора, пронзающего копьем крокодила. Камень. 4 в. Лувр. Париж.


Купольные гробницы в Багауате. 4—6 вв.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна