Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Кончерто гроссо (итал. concerto grosso, буквально — большой концерт), жанр ансамблево-оркестровой музыки 17—18 вв., основанный на противопоставлении группы солирующих инструментов (концертино) и всего оркестра или ансамбля (рипиено, тутти). Разновидность концерта. Возник в Италии в середине 17 в. почти одновременно с сольным концертом. Концертино обычно состояло из партий 2 скрипок, виолончели и генерал-баса (состав распространённой в то время трио-сонаты, см. Соната). Первоначально количество частей было различным (4—7), со временем господствующее положение занял К. г. из 3 частей — быстрой, медленной и снова быстрой. Н аряду со струнными применялись и духовые инструменты. В числе виднейших итальянских авторов К. г. — А. Корелли, Дж. Торелли и А. Вивальди. В 18 в. К. г. получил распространение и в др. странах. В Германии близкие к жанру К. г. сочинения создали Г. Ф. Телеман, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель. В 20 в. в связи с возрождением интереса к старинной музыке некоторые композиторы вновь обращались к жанру К. г. (М. Регер, Э. Кшенек, И. Ф. Стравинский и др.).








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна