Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Керубини (Cherubini) Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Мария (8 или 14.9.1760, Флоренция, — 15.3.1842, Париж), композитор, по национальности итальянец. Член института Франции (1815). Музыкальное образование завершил в Болонье (под руководством Дж. Сарти). В 1778 в Александрии была поставлена первая опера-сериа К. — «Квинт Фабий». В 1784—86 работал в Лондоне, затем обосновался в Париже. В годы Великой французской революции писал музыку для массовых празднеств, траурных церемоний, в том числе «Гимн Пантеону», «Гимн братству», марши для оркестра Национальной гвардии. С 1795 (со дня основания) один из инспекторов и преподавателей (с 1816 — профессор), с 1822 также директор Парижской консерватории.

  Оперное творчество К. синтезирует лучшие национальные традиции итальянской оперы и принципы драматургии К. Глюка. К. — один из создателей нового музыкально-сценического жанра — «оперы спасения». Среди его опер — «Лодоиска» (1791), «Элиза» (1794), «Медея» (1797), «Два дня» (1 800; в России — под назв. «Водовоз») и др. Художник-новатор, К. в годы Реставрации и Июльской монархии переживал глубокий кризис. Из произведений этого периода лишь немногие (преимущественно духовные) достигают уровня сочинений революционных лет.

 

  Лит.: Радиге А., Французские музыканты эпохи Великой Французской революции, пер. с франц., М., 1934; Александрова В., Луиджи Керубини, «Советская музыка», 1960, № 10.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна