Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Лессинг, Карл Фридрих

(Lessing, 1808-1880) — один из значительнейших немецких живописцев XIX столетия, образовался в Берлине под руководством сперва Резеля, а потом В. ф. Шадова и вместе с последним переселился в Дюссельдорфе. Его деятельность распадается на два периода: в первом он был ревностным последователем тогдашнего романтическо-элегического направления и изображал преимущественно меланхолические кладбища, развалины рыцарских замков и угрюмые скалистые местности, оживляя их небольшими фигурами рыцарей, монахов, разбойников и т. п. К такому роду произведений Л. относятся, между прочим, "Рыцарский замок на морском берегу" (1828; в берл. национ. галерее) и "Двор монастыря под снегом" (в кельнск. муз.). Романтический характер имеют также и первые из неландшафтных картин Л., каковы, напр., "Король и королева в печали", "Леонора" (по Бюргеру) и "Разбойник и его дитя". Второй период его деятельности начинается приблизительно в 1836 г., когда он в своих картинах выступает поборником преобладания государственной власти над церковной и хвалителем героев реформации. В это время из-под его кисти вышли любопытные картины: "Гуситская проповедь" (1836; в берл. нац. галерее), "Эццелин в темнице" (1836; в штеделевск. инстит., во Франкфурте-на-М.), "Гус при Костнице" (1842, там же), "Взятие папы Пасхалиса в плен Генрихом V" (1840), "Генрих V пред прюфенингск. монастырем" (1844), "Гус у костра" (главное произведение Л., 1850; в берл. нац. гал.), "Лютер, сожигающий папскую буллу" (1853), "Выставка тезисов в церкви виттенбергского замка" и "Спор Лютера с Эком" (1867; в музее Карлсруэ). В 1858 г. Л. был приглашен на должность директора картинной галереи в Карлсруэ и с того времени до самой смерти жил в этом городе занимаясь преимущественно ландшафтной живописью. Из его картин, сверх вышеупомянутых, лучшими могут считаться: "Монах, молящийся у гробницы имп. Генриха IV" (1862; в кенигсб. муз.), "Стрелки в ущелье" (1851; в берл. нац. галерее), "Пожар в монастыре" (в дрезд. гал.), "Защита замка" (в дюссельд. гал.) и несколько видов Эйфеля на нижнем Рейне. Как историч. живописец Л. утратил свое значение для настоящего времени, но как ландшафтист занимает еще видное место в ряду первоклассных мастеров.

А. С-в.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна