Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Катапульта (лат. catapulta, от греч. katapéltes), 1) (военное) метательная машина, приводимая в действие силами упругости скрученных волокон — сухожилий, волос и др. (рис. 1). Применялась в Древней Греции и Риме до конца 5 в., главным образом при осаде крепостей, а облегчённые образцы (с 4 в. до н. э.) — и в полевом бою. К. метали на расстояние нескольких сотен метров каменные ядра, брёвна, бочки с горящей смолой и др., а также стрелы длиной до 185 см и массой до 1,5 кг на расстояние до 150 м. 2) Устройство для придания самолётам, планёрам и др. летательным аппаратам начальной (стартовой) скорости на коротком участке пути. К. состоит из приводного устройства (тележки, так называемого челнока, крюка и т.п.), направляющего устройства (чаще рельсов) и запускающего механизма. Приводное устройство с закрепленным на нём летательным аппаратом разгоняется либо реактивным двигателем, либо используя энергию пара, пороховых газов, сжатого воздуха, пружин, резиновых шнуров и т.д. К концу разбега приводное устройство резко тормозится, а стоящий на нём летательный аппарат отделяется от него со скоростью, необходимой для начала самостоятельного полёта. К. с горизонтальными направляющими устройствами применяют главным образом на авианосцах (рис. 2), где наиболее распространены паровые К. (рис. 3), которые обеспечивают разгон самолёта на участке 60—80 м до скорости 200—300 км/ч. К. с вертикальными направляющими устройствами применяют при отработке в наземных условиях процесса катапультирования из самолёта, при тренировке лётного состава и исследовании действия на человека больших кратковременных перегрузок.

 

  Лит.: Короткий И. М., Слепенков З. Ф., Колызаев Б. А., Авианосцы, М., 1964.

  Г. М. Бадаев, Е. П. Голубков.


Рис. 3. Схема устройства паровой катапульты: 1 — полётная палуба; 2 — паровой цилиндр; 3 — тормозной цилиндр; 4 — труба парового коллектора; 5 — стартовый клапан; 6 — челнок; 7 — буксирный трос; 8 — задерживающее устройство.


Рис. 1. Катапульта: 1 — деревянная рама; 2 — канат из сухожилий; 3 — ложка для бросания камней и др.; 4 — ворот для натягивания каната.


Рис. 2. Старт самолёта с помощью катапульты.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна