Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Карпенко-Карый (псевдоним; настоящая фамилия Тобилевич) Иван Карпович [17 (29).9.1845, с. Арсеньевка, ныне Кировоградской области, — 2(15).9.1907, Берлин], украинский драматург, актёр, театральный деятель, один из основоположников реалистического народного театра на Украине. Родился в семье управляющего помещичьим имением. Свыше 20 лет служил чиновником в канцеляриях. С 1863 принимал участие в любительских спектаклях, позже, с 1883, в труппах М. П. Старицкого, М. Л. Кропивницкого и своего брата М. К. Садовского. Участвовал в нелегальных кружках, был уволен в 1883 со службы как политически неблагонадёжный. В 1884—87 политический ссыльный (Новочеркасск). Вернувшись в Киев, К.-К. вместе с П. К. Саксаганским в 1890 организовал труппу, получившую название «Товарищество русско-украинских артистов». Играл роли в пьесах собственного соч.: Пузырь («Хозяин»), Иван («Бесталанная»), Шмигельский («Савва Чалый»), Терешка Сурма («Суета»), а также в пьесах Т. Г. Шевченко, М. П. Старицкого, И. П. Котляревского.

  Мировоззрение К.-К. формировалось в условиях общественной жизни 60—70-х гг. под влиянием Т. Г. Шевченко и русских революционных демократов. К.-К. начал печататься в середине 70-х гг. как театральный критик. Первый рассказ «Новобранец» (1883) рисует тяжёлое положение крестьян. Пьесы К.-К. составляют классическое наследие украинской драматургии. Автор драм «Бурлака» (написана 1883, опубликована 1895), «Наймичка» (1885, опубликована 1887), «Бесталанная» (1886), трагедии «Савва Чалый» (1899). Социальные сатирические комедии «Мартын Боруля» (1886, опубликована 1891), «Хозяин» (1900, опубликована 1902), «Суета» (1903, опубликована 1905) — вершина критического реализма в украинской дооктябрьской драматургии. В них отразилось обострение классовых противоречий внутри украинского общества 2-й половины 19 в., рост сельской буржуазии. К.-К. создал галерею образов, раскрывающих глубокие социальные конфликты его времени. Драматургию К.-К. отличают широта жизненны х наблюдений, богатство драматических ситуаций, динамичность действия, красочный язык. Некоторые произведения К.-К. экранизированы («Наймичка», «Мартын Боруля», «Сто тысяч», «Суета»). Похоронен К.-К. на хуторе Надежда около с. Кардашово Кировоградской обл.

 

  Соч.: Твори, т. 1–6, Хар. — К., 1929—1931; Твори, т. 1—3, К., 1960—61.

 

  Лит.: Рильський М., Гордiсть ykpaïнмькоï драматургiï, в сборнике: Наша кровна справа. К., 1959; Стеценко Л., I. Карпенко-Карий (I. К. Тобiлевич). Життя i творча дiяльнicть, К., 1957; Icторiя украïнськоï лiтератури, т. 1, К., 1959; Скрипник I., Iван Карпенко-Карий (Iван Карпович Тобiлевич). Лiтературний портрет, К., 1960.

  В. И. Мазной.


И. К. Карпенко-Карый.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна