Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Каналы международные в международном праве, искусственные водные пути, соединяющие морские пространства и используемые для международного судоходства. К. м., сокращая мировые морские пути, играют важную роль в морском судоходстве и мировой торговле, через них идут крупные потоки судов и грузов; они также имеют большое военно-стратегическое значение (например, Кильский канал, Суэцкий канал, Панамский канал). С точки зрения правового положения, К. м. следует отличать от проливов, являющихся естественными морскими путями, а также от каналов национальных (внутренних), которые для международного судоходства не используются и находятся под исключительным суверенитетом данного государства.

  К. м. как искусственные сооружения, расположенные на террито рии соответствующего государства, являются неотъемлемой частью его территории и подчинены его юрисдикции с учётом международно-правовой регламентации; возможна сдача К. м. в аренду другому государству (см. Аренда международно-правовая).

  Режим плавания через К. м. регулируется международными конвенциями. В основе этого режима — принцип свободы прохода судов всех стран по К. м., уважение со стороны государств — пользователей К. м. суверенных прав государства, по территории которого проведён канал, изъятие К. м. из сферы военных действий в случае вооружённого конфликта, обязанность уплаты установленных сборов за проход.

 

  Лит.: Бараболя П. Д., Иванащенко Л. А., Колесник Д. Н., Международно-правовой режим важнейших проливов и каналов, М., 1965.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна