Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Калидаса (гг. рождения и смерти неизвестны), древнеиндийский поэт и драматург приблизительно 5 в.; индийская традиция относит жизнь К. к 1 в. до н. э. Народные легенды изображают его пастухом, поднявшимся силой таланта до положения придворного поэта. Творчество К. тесно связано с предшествовавшим фольклорно-эпическим и литературным развитием, но главным источником вдохновения для него были природа и народная жизнь. В поэме «Род Рагху» наряду с хроникой легендарного рода, воспетого в «Рамаяне», К. рисует картины жизни разных народностей страны, осуждает правителя, пренебрегающего интересами подданных. Эпическая поэма «Рождение Кумары» и лирическая «Времена года» воспевают торжество простых человеческих чувств, всепобеждающую силу любви. Драматургия К. — свидетельство высокого развития театрального искусства Древней Индии — открывает радостный мир гармонии и разума, стирает грань между всемогущим божеством и як обы бессильным человеком. Основанные на сюжетах из вед и «Махабхараты», драмы К. откликаются на современные события: сцена с рыбаками и стражниками («Узнанная по кольцу Шакунтала»), осуждение Агнимитры в сатирической концовке драмы «Малавика и Агнимитра», новая, чисто земная трактовка сюжета о любви царя Пурувараса к небесной деве («Мужеством обретённая Урваши»). Драмы К., утверждающие ценность человеческой личности, переведены на многие восточные и почти на все европейские языки; они продолжают ставиться на мировой сцене.

 

  Соч. в рус. пер.: Сцены из Саконталы, индийской драмы. [Предисл. и пер. Н. М. Карамзина], «Московский журнал», 1792, ч. 6, кн. 2—3; Санскритские поэмы, Вологда, 1890; Драмы, пер. К. Бальмонта, вступ. ст. С. Ф. Ольденбурга, М., 1916; Потомки Рагху, «Ленинград», 1940, № 15—16; Сакунтала, М., 1955; Избранное, М., 1956.

 

  Ли т.: Кальянов В. И., Эрман В. Г., Калидаса. Очерк творчества, М., 1958; Пыжова О. В., Об эстетическом идеале Калидасы, в сборнике: Из истории эстетической мысли древности и средневековья, М,, 1961; Серебряков И. Д., Очерки древнеиндийской литературы, М., 1971; Иванова Н. М., Калидаса. Библиогр. указатель, М., 1957; Upadhuaya Bhagwat SaramIndia in Kalidasa, with foreword by E. Thomas, Allahabad, 1947; Ruben W., Kalidasa. Die menschliche Bedeutung seiner Werke, B., 1956.

  И. Д. Серебряков, В. Г. Эрман.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна