Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Кузен Виктор

(Cousin) — французский философ и ученый (1792-1867), происходил из простой рабочей семьи и попал в лицей Charlemagne благодаря богатой даме, воспитавшей его на свой счет из признательности за то, что К. спас ее сына. 20-ти лет от роду К. был уже назначен преподавателем греческого языка, а через год — философии. После двух лет преподавания в Нормальной школе К. избран был адъюнктом Ройе-Коллара по университетской кафедре философии и стал читать публичный курс, следуя главным образом школе шотландских философов непосредственного чувства. В тоже время он усердно изучал Канта, в варварском латинском переводе. В 1817 г. он посетил Германию, сошелся с Якоби, Шеллингом и более всего с Гегелем. Курс, читанный К. по возвращении в Париж, носит сильное влияние Гегелевского идеализма. Впрочем, его понимание германской философии довольно поверхностно. Основываясь на психологическом анализе, он усматривает в каждом учении долю истины, как и долю заблуждений, и дает своей системе заимствованное у александрийцев и у Лейбница название эклектизма. Когда, в 1820 г. наступила реакция, кафедра философии в Сорбонне была упразднена и в течение целых восьми лет К. находился вдали от излюбленных им занятий. Он вынужден был принять должность наставника у герцога Монтебелло, редактировал критические издания Декарта и Прокла, подготовил первые томы своего перевода Платона, который считается его главнейшим трудом. В 1824 г. он совершил новое путешествие по Германии, закончившееся печальным инцидентом: заподозренный в принадлежности к партии карбонариев, он был арестован прусским правительством, просидел в тюрьме полгода и был освобожден только благодаря ходатайству Гегеля. В 1826 г. К. вновь получил кафедру философии в Сорбонне и читал в течение двух лет лекции, возбуждавшие энтузиазм аудитории. После революции 1830 г. К. примкнул к правительственной партии, в 40 лет был членом двух академий, получил звание пэра, назначен был директором нормальной школы, членом совета народного просв., в котором играл первенствующую роль; был (в 1840 г.) министром народного просвещения. Роль К. в развитии среднего и высшего образования во Франции была вообще плодотворной. После революции 1848 г. влияние К. сделалось более ограниченным, а после 1851 г. он вышел в отставку. Значение К. основано главным образом на его философской системе, давшей Франции знакомство с германской метафизикой. Учение К., преподанное им главным образом в лекциях, изложено в целом ряде сочинений: "Fragments philosophiques", "Cours d'histoire de la philosophie" (1827), "Cours d'histoire de la philosophie moderne" (1841), "Cours d 'histoire de la philosophie morale au XVIII s." (1841), "Histoire générale de la philosophie" (1864); "Du Vrai, du Bon et du Bien" (1854), "Leçons sur Kant"; "Ré futation de Locke" и др. Учение К. (эклектизм) составляет свод разных доктрин, согласуемых между собой вводимыми им дополнениями. Так, соглашаясь с учением Канта о взаимодействии априорного и опытного знания в образовании понятий, он опровергает невозможность познания, "Ding an sich"; он доказывает существование в человеке "spontan éité ", т. е. состояния, предшествующего рассуждению и дающего непосредственное понимание абсолютных истин; отсюда присущая людям вера в Бога. Категории Канта К. сводит к двум — бытию и причинности; существование внешнего мира (не — я) он доказывает теорией "безличности разума", т. е. существования первопричин, познаваемых нами абсолютно, вне категорий разума. Учение о нравственности К. основывает на свободе, главным ее принципом считает долг, а санкцией — бессмертие души. Из исторических и историко-литературных трудов К. особенно замечательны посвященные XVII в. во Франции. "La soci été française au XVII s.", "La jeunesse de Mazarin", "La jeunesse de m-me de Longueville", "M-me Longueville pendant la Fronde", "La Marquise de Sablé", "La dachesse de Chevreuse et m-me de Hautefort"; "Etudes sur les femmes de la société du XVII s." свидетельствуют о громадной эрудиции, также как его очерк о Паскале и др. См. о К.: Тате, "Les philosophes classiques du XIX s."; Jules Simon, "Cousin" (в "Grands écrivains français"); Paul Janet, "Victor Cousin et son Oeuvre" (1885); Alaux, "La philosophie de C." (1864); Mignet, "Victor C." (1869).








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна